СТАТЬЯ
Не зацикливайтесь на фумикоми
Я всегда говорю своим ученикам, что делать фумикоми не обязательно. И недавно я прочёл следующую статью, написанную сенсеем Джофом Сальмоном. Статья называется «Фумикоми-аси — не единственный способ». Вам обязательно нужно её прочитать, если ещё не сделали этого.

* * *

Кендо необычно тем, что мы используем фумикоми-аси (топающая работа ног), вместо более естественного шага в рамках обычной тренировки. Я не знаю откуда это пошло. В старых стилях кендзюцу использовался более естественный переменный шаг, при этом удар совершался устойчиво на двух ногах, в то время как современные кенши уверены, что для успешной атаки правая нога должна топнуть по полу в момент удара.

Последователи многих оригинальных школ [рю] считают, что в условиях настоящей битвы на пересечённой местности устойчивая работа ног является единственно правильной, и я не имею ни толики сомнения в их словах. Так или иначе, когда кендо стало практиковаться на деревянных полах, мы стали использовать «топающий» стиль работы ног, который стал неотъемлемой частью современного спорта. Фумикоми-аси доса или движение, в сущности, является окури-аси с добавлением хлопка передней ногой. Окури-аси — это процесс толкания вперёд правой ноги, используя силу левой ноги, это движение применяется в атакующем движении. Хотя кроме этого существуют другие варианты работы ног в кендо.

Мы используем аюми-аси (работа ног для хождения), чтобы перед атакой покрыть длинную дистанцию за пределами маай. Цуги-аси позволяет нам подставить левую ногу поближе к правой, нежели чем в окури-аси, чтобы совершить более резкое (взрывное) движение вперёд. И хираки-аси позволяет нам делать диагональные шаги, чтобы применять одзи-вадза.

Многие из нас становятся зависимыми от окури-аси и фумикоми-аси. Начинающие кенши практически не имеют возможности выполнять эти движения правильно, но обычно они всё равно используют такие движения при любых обстоятельствах. Мне часто приходится видеть, как в упражнении кирикаеси используется окури-аси, когда было бы естественно использовать аюми-аси.

Вопреки распространённому заблуждению — не обязательно топать, чтобы совершить успешную атаку. В ниппон-кендо-но-ката не используется «топающая» техника, также при выполнении любой из семи одачи техник, при условии, что эти техники были сделаны правильно, это равнозначно иппону в сиае. Ки-кен-тай-ичи не всегда зависит от того, топнула ли ваша правая нога по полу. На самом деле во многих одзи-вадза удар совершается при движении задней ноги на своё место.

Фумикоми-аси — краеугольный камень в кендо, но он в основном подходит в случае выполнения сикаке атак вперёд, поэтому мы не можем позволить себе забывать другие варианты работы ног. Очень маловероятно, что кто-либо из нас будет биться на настоящих мечах посреди рисового поля, но если бы нам пришлось, то единственную ценность, которую фумикоми-аси представляло бы в этой ситуации — это забрызгать противника. В додзё нам необходимо двигаться на разной скорости и в разных направлениях, поэтому мы должны учится использовать все возможные формы работы ног в кендо.

* * *

Многие люди считают, что ки-кен-тай-ичи заключается в нанесении удара по цели одновременно с топаньем правой ступнёй и выкрикиванием киай. Я не могу не согласиться с этим, но я думаю, что понимание ки-кен-тай-ичи гораздо глубже. И многие кенши постигают это понимание со временем через призму личного опыта, а не в процессе обучения основам. Дословно тай означает тело, а не только правую ступню. Мне же это видится скорее как предостережение: «Не атакуйте только силой одних лишь рук!».

НИКАКИХ УДАРОВ "НА МЕСТЕ" В КЕНДО

Вы можете поразить цель, лишь вытянув руки вперёд, при этом ваше тело останется на месте вдали от вашего противника. Это не то, чему мы учимся в кендо. Именно поэтому мы учимся сутеми или самопожертвованию. Мы должны вложить всего себя в удар, не думая об отступлении или защите.

РАЗЛИЧИЕ С ОСНОВАМИ

Основные базовые движения в кендо можно увидеть в субури упражнениях, таких как дзёги-бури и остальных, в которых мы никогда не делаем фумикоми. Мы лишь делаем скользящий шаг вперёд передней ногой, и в момент, когда задняя нога (обычно левая) начинает двигаться вперёд за передней, мы совершаем удар. Но когда мы надеваем богу, то всё меняется — как только передняя нога «приземляется», наш синай поражает цель.

Хм… Что Вы думаете об этом?

ДВЕ РАЗНЫЕ ВЕЩИ, ОБЪЕДИНЁННЫЕ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ

Так как принято считать, что основа кендо – это оси-гири [выбрасывание синая вперёд при ударе — прим. авт. англ. ориг. «push to cut»], то мы должны переместить наше тело вперёд вместе с ударом. Именно по этой причине задняя нога должна следовать за передней. Давайте это запомним и будем отталкиваться от этого как от основы дальнейшего обсуждения.

Когда наше тело начинает смещаться вперёд, тем самым заставляя нашу переднюю ногу оторваться от пола и парить в воздухе, мы можем назвать это положение переходом от устойчивого состояния к неустойчевому. Однако, в момент удара, мы всегда стремимся насколько это возможно находиться в сбалансированном и устойчивом положении. И что ещё более важно, мы хотим максимально увеличить силу и эффективность применяемой техники.

Основная разница заключается в том — делаете ли вы удар с фумикоми или без фумикоми. Таким образом, работа ног при ударе с фумикоми или без фумикоми различается, как мне кажется, из-за того, что в обоих случаях удар по противнику должен быть нанесён с максимальной силой и эффективностью, при этом сохраняя баланс всего тела и оси-гири.

С другой стороны, сражаясь настоящим мечом, обычно используется принцип хики-гири [притянуть меч к себе при ударе — прим. авт. англ. ориг. «pull to cut»], таким образом, не имеет смысла в этом аспекте подставлять вперёд левую ногу как это делается в кендо, если не использовать оси-гири целенаправленно.

КИ-КЕН-ТАЙ-ИЧИ — ЭНЕРГИЯ, МЕЧ И ТЕЛО ДОЛЖНЫ СТАТЬ ЕДИНЫМ ЦЕЛЫМ

Это всего лишь моя интерпретация, чтобы стало понятно то, что я постиг с тех пор как начал заниматься кендо. Так как я видел огромное множество техник в кендо, соответственно у этих техник существует также много разных ки-кен-тай-ичи.

Например, когда Вы практикуете коте-суряги-коте (можно увидеть в кендо-но-ката #6), в какую сторону вы обычно двигаетесь (вперёд или назад) после того как вы выполнили эту технику? Это всегда зависит от того на какое расстояние приблизился Ваш противник, но вероятнее всего Вы останетесь на месте, атакуя коте-суряги-коте, или же будете двигаться назад для того чтобы оказаться на подходящей дистанции для эффективного удара. Конечно же, Вы можете попробовать использовать фумикоми-аси в этой вадза, но это абсолютно не обязательно. Лучший способ атаковать так, как Вы это делаете в кендо-но-ката #6. И чтобы вложить в удар максимальную мощь, вам необходимо лишь чуть-чуть опуститься всем телом. Только уж совсем чуть-чуть, как это делается в иай-госи (слегка согнуть колени, чтобы опуститься и придать устойчивость телу с помощью зансина). Обычно Вы делаете шаг вперёд на левую или на правую ногу для того, чтобы совершить эффективный удар. Иногда даже Вам не нужно делать шаг вперёд, что можно часто наблюдать в иайдо.

Итак, дело в том, что все эти три элемента должны быть выполнены как единое целое, чтобы максимизировать мощность оружия, которое вы используете. Таким образом, ваш удар будет настолько эффективным, насколько он может быть в принципе.

ФУМИКОМИ — НЕ ЦЕЛЬ, А РЕЗУЛЬТАТ

Обычно мы наносим удар мен с дистанции иссоку-итто-но-ма (или учи-ма), которая в свою очередь, скорее всего, является дистанцией на которой мы не можем достать до противника не выпрыгивая. Так что нам нужно оттолкнуться от пола задней ногой, придавая себе небольшое ускорение (толчок), чтобы достать до цели. И ЭТО ВСЁ!

Многие считают, что топанье — это важно, но на самом деле не очень. Если мы можем совершить мощный удар без фумикоми, соединив все три элемента ки-кен-тай-ичи с последующим зансином, то мы круты! Таким образом, по моему мнению, неважно какая нога у впереди в момент удара, если мощь выполняемой техники максимизирована правильным ки-кен-тай.

Это те мысли, которых я придерживаюсь на данный момент. Они могут и поменяться со временем, как и моё кендо.


Перевод подготовлен специально для КАМИНАРИКАН. Оригинал статьи опубликован сайте kendo-guide.com.

Не зацикливайтесь на фумикоми

Я всегда говорю своим ученикам, что делать фумикоми не обязательно. И недавно я прочёл следующую статью, написанную сенсеем Джофом Сальмоном. Статья называется «Фумикоми-аси — не единственный способ». Вам обязательно нужно её прочитать, если ещё не сделали этого.

* * *

Кендо необычно тем, что мы используем фумикоми-аси (топающая работа ног), вместо более естественного шага в рамках обычной тренировки. Я не знаю откуда это пошло. В старых стилях кендзютцу использовался более естественный переменный шаг, при этом удар совершался устойчиво на двух ногах, в то время как современные кенши уверены, что для успешной атаки правая нога должна топнуть по полу в момент удара.

Последователи многих оригинальных школ [рю] считают, что в условиях настоящей битвы на пересечённой местности устойчивая работа ног является единственно правильной, и я не имею ни толики сомнения в их словах. Так или иначе, когда кендо стало практиковаться на деревянных полах, мы стали использовать «топающий» стиль работы ног, который стал неотъемлемой частью современного спорта. Фумикоми-аси доса или движение, в сущности, является окури-аси с добавлением хлопка передней ногой. Окури-аси — это процесс толкания вперёд правой ноги, используя силу левой ноги, это движение применяется в атакующем движении. Хотя кроме этого существуют другие варианты работы ног в кэндо.

Мы используем аюми-аси (работа ног для хождения), чтобы перед атакой покрыть длинную дистанцию за пределами маай. Цуги-аси позволяет нам подставить левую ногу поближе к правой, нежели чем в окури-аси, чтобы совершить более резкое (взрывное) движение вперёд. И хираки-аси позволяет нам делать диагональные шаги, чтобы применять одзи-вадза.

Многие из нас становятся зависимыми от окури-аси и фумикоми-аси. Начинающие кенши практически не имеют возможности выполнять эти движения правильно, но обычно они всё равно используют такие движения при любых обстоятельствах. Мне часто приходится видеть, как в упражнении кирикаеси используется окури-аси, когда было бы естественно использовать аюми-аси.

Вопреки распространённому заблуждению — не обязательно топать, чтобы совершить успешную атаку. В ниппон-кендо-но-ката не используется «топающая» техника, также при выполнении любой из семи одачи техник, при условии, что эти техники были сделаны правильно, это равнозначно иппону в сиае. Ки-кен-тай-ичи не всегда зависит от того, топнула ли ваша правая нога по полу. На самом деле во многих одзи-вадза удар совершается при движении задней ноги на своё место.

Фумикоми-аси — краеугольный камень в кендо, но он в основном подходит в случае выполнения сикаке атак вперёд, поэтому мы не можем позволить себе забывать другие варианты работы ног. Очень маловероятно, что кто-либо из нас будет биться на настоящих мечах посреди рисового поля, но если бы нам пришлось, то единственную ценность, которую фумикоми-аси представляло бы в этой ситуации — это забрызгать противника. В додзё нам необходимо двигаться на разной скорости и в разных направлениях, поэтому мы должны учится использовать все возможные формы работы ног в кендо.

* * *

Многие люди считают, что ки-кен-тай-ичи заключается в нанесении удара по цели одновременно с топаньем правой ступнёй и выкрикиванием киай. Я не могу не согласиться с этим, но я думаю, что понимание ки-кен-тай-ичи гораздо глубже. И многие кенши постигают это понимание со временем через призму личного опыта, а не в процессе обучения основам. Дословно тай означает тело, а не только правую ступню. Мне же это видится скорее как предостережение: «Не атакуйте только силой одних лишь рук!».

НИКАКИХ УДАРОВ "НА МЕСТЕ" В КЕНДО

Вы можете поразить цель, лишь вытянув руки вперёд, при этом ваше тело останется на месте вдали от вашего противника. Это не то, чему мы учимся в кендо. Именно поэтому мы учимся сутеми или самопожертвованию. Мы должны вложить всего себя в удар, не думая об отступлении или защите.

РАЗЛИЧИЕ С ОСНОВАМИ

Основные базовые движения в кендо можно увидеть в субури упражнениях, таких как дзёги-бури и остальных, в которых мы никогда не делаем фумикоми. Мы лишь делаем скользящий шаг вперёд передней ногой, и в момент, когда задняя нога (обычно левая) начинает двигаться вперёд за передней, мы совершаем удар. Но когда мы надеваем богу, то всё меняется — как только передняя нога «приземляется», наш синай поражает цель.

Хм… Что Вы думаете об этом?

ДВЕ РАЗНЫЕ ВЕЩИ, ОБЪЕДИНЁННЫЕ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ

Так как принято считать, что основа кендо – это оси-гири [выбрасывание синая вперёд при ударе — прим. авт. англ. ориг. «push to cut»], то мы должны переместить наше тело вперёд вместе с ударом. Именно по этой причине задняя нога должна следовать за передней. Давайте это запомним и будем отталкиваться от этого как от основы дальнейшего обсуждения.

Когда наше тело начинает смещаться вперёд, тем самым заставляя нашу переднюю ногу оторваться от пола и парить в воздухе, мы можем назвать это положение переходом от устойчивого состояния к неустойчевому. Однако, в момент удара, мы всегда стремимся насколько это возможно находиться в сбалансированном и устойчивом положении. И что ещё более важно, мы хотим максимально увеличить силу и эффективность применяемой техники.

Основная разница заключается в том — делаете ли вы удар с фумикоми или без фумикоми. Таким образом, работа ног при ударе с фумикоми или без фумикоми различается, как мне кажется, из-за того, что в обоих случаях удар по противнику должен быть нанесён с максимальной силой и эффективностью, при этом сохраняя баланс всего тела и оси-гири.

С другой стороны, сражаясь настоящим мечом, обычно используется принцип хики-гири [притянуть меч к себе при ударе — прим. авт. англ. ориг. «pull to cut»], таким образом, не имеет смысла в этом аспекте подставлять вперёд левую ногу как это делается в кендо, если не использовать оси-гири целенаправленно.

КИ-КЕН-ТАЙ-ИЧИ — ЭНЕРГИЯ, МЕЧ И ТЕЛО ДОЛЖНЫ СТАТЬ ЕДИНЫМ ЦЕЛЫМ

Это всего лишь моя интерпретация, чтобы стало понятно то, что я постиг с тех пор как начал заниматься кендо. Так как я видел огромное множество техник в кендо, соответственно у этих техник существует также много разных ки-кен-тай-ичи.

Например, когда Вы практикуете коте-суряги-коте (можно увидеть в кендо-но-ката #6), в какую сторону вы обычно двигаетесь (вперёд или назад) после того как вы выполнили эту технику? Это всегда зависит от того на какое расстояние приблизился Ваш противник, но вероятнее всего Вы останетесь на месте, атакуя коте-суряги-коте, или же будете двигаться назад для того чтобы оказаться на подходящей дистанции для эффективного удара. Конечно же, Вы можете попробовать использовать фумикоми-аси в этой вадза, но это абсолютно не обязательно. Лучший способ атаковать так, как Вы это делаете в кендо-но-ката #6. И чтобы вложить в удар максимальную мощь, вам необходимо лишь чуть-чуть опуститься всем телом. Только уж совсем чуть-чуть, как это делается в иай-госи (слегка согнуть колени, чтобы опуститься и придать устойчивость телу с помощью зансина). Обычно Вы делаете шаг вперёд на левую или на правую ногу для того, чтобы совершить эффективный удар. Иногда даже Вам не нужно делать шаг вперёд, что можно часто наблюдать в иайдо.

Итак, дело в том, что все эти три элемента должны быть выполнены как единое целое, чтобы максимизировать мощность оружия, которое вы используете. Таким образом, ваш удар будет настолько эффективным, насколько он может быть в принципе.

ФУМИКОМИ — НЕ ЦЕЛЬ, А РЕЗУЛЬТАТ

Обычно мы наносим удар мен с дистанции иссоку-итто-но-ма (или учи-ма), которая в свою очередь, скорее всего, является дистанцией на которой мы не можем достать до противника не выпрыгивая. Так что нам нужно оттолкнуться от пола задней ногой, придавая себе небольшое ускорение (толчок), чтобы достать до цели. И ЭТО ВСЁ!

Многие считают, что топанье — это важно, но на самом деле не очень. Если мы можем совершить мощный удар без фумикоми, соединив все три элемента ки-кен-тай-ичи с последующим зансином, то мы круты! Таким образом, по моему мнению, неважно какая нога у впереди в момент удара, если мощь выполняемой техники максимизирована правильным ки-кен-тай.

Это те мысли, которых я придерживаюсь на данный момент. Они могут и поменяться со временем, как и моё кендо.


Перевод подготовлен специально для КАМИНАРИКАН. Оригинал статьи опубликован сайте kendo-guide.com.