МЕНЮ
техники кендо
В кендо все техники можно грубо разделить на два типа: сикаке-вадза и одзи-вадза [прим. пер. — в переводе с японского «вадза» означает «техника»].

ТЕХНИКИ:

Сикаке-вадза [атаки]:
  • Рензоку-вадза;
  • Хараи-вадза;
  • Дебана-вадза;
  • Хики-вадза;
  • Кацуги-вадза;
  • Маки-вадза.
Одзи-вадза [контратаки]:
  • Нуки-вадза;
  • Суриаге-вадза;
  • Каеши-вадза;
  • Учиотоши-вадза.

Сикаке-вадза означает «техники, которые инициируются атакующим». Одзи-ваза означает «техники, которые выполняются против противника в качестве контратаки». В сущности, в сикаке-вадза Вы тот человек, который начинает атаку. А в одзи-вадза первым удар начинает наносить ваш противник, а Вы реагируете на его атаку.

СИКАКЕ-ВАДЗА:

Согласно вышеприведённому списку, в сикаке-ваза входит шесть техник. Я не рассматривал здесь простые удары, такие как мен, коте, до и цки.

В сикаке-вадза среди прочих есть дебана-вадза. Я всегда думал, что эта техника должна относится не к сикаке, а к одзи-вадза, потому что здесь вы реагируете на атаку противника. Тем не менее, согласно разъяснениям Всеяпонской федерации кендо, дебана-вадза является частью сикаке-вадза.

Рензоку-вадза:


Означает «непрерывные атаки». Примером одной из непрерывных атак, которые часто используют все кенши, является коте-мен. Если вы непрерывно наносите удары по двум целям, мы называем это «ни-дан-вадза». Если вы непрерывно наносите удары по трем целям, например, коте-мен-до, это называется «сан-дан-вадза».

Почему мы наносим удары непрерывно?
  • У нас не получается первый/второй удар.
  • Первый и/или второй удар — это уловка.

Я не хочу думать, что первый и/или второй удар этой серии непрерывных ударов является уловкой. Уловка предназначена обмана противника. Мы же должны сражаться честно и достойно. Это золотое правило кендо.

Кенши должен полностью выполнять свою атаку, так, чтобы эта атака могла стать валидным ударом. В то же время вы знаете, что противник будет реагировать на первый удар (предугадываете это), поэтому наносите еще удар.

Все удары должны быть выполнены полностью в непрерывной серии ударов.

Хараи-вадза:


В хараи-вадза необходимо сбить своим синаем синай противника вверх или вниз. Это широко используется для того, чтобы открыть зону противника и нанести удар. Хараи-мен и хараи-коте — довольно полпулярные в кендо техники.

Дебана-вадза:

В дебана-вадза удар мен или коте наносится в тот момент, когда кенши чувствует, что противник собирается выполнить свою атаку. Дебана означает «вот-вот случится/начнется». Дебана-мен и дебана-коте — наиболее широкоиспользуемые в кендо техники.

Хики-вадза:

В хики-вадза удар хики-мен, хики-коте или хики-до наносится из положения цубазериай. Хики здесь означает «движущийся назад».

Кацуги-вадза:

Эта техника чаще всего используется для того, чтобы застать противника врасплох. Иногда бывает так, что все техники уже перепробованны, но найти открытые зоны так и не получается, что бы вы ни делали. Тогда приходит время для кацуги-вадза.

Кацуги — это существительное от «кацугу», что означает «нести на плече». Так, в кацуги-вадза синай подносится к своему левому плечу, вместо того, чтобы поднять его над головой, и следом наносится коте, мен или до.

Маки-вадза:

В маки-вадза синай противника подцепляется своим синаем и выворачивается вверх или вниз.

Если техника выполнена с правильным таймингом и правильным количсетвом силы, то синай вылетит из рук противника.

ОДЗИ-ВАДЗА:

Одзи-вадза — это по-сути контратакующие техники - реакция на атаку противника.

Однако, даже не смотря на то, что Вы реагируете и контратакуете своего противника, Вы не должны находиться в состоянии «отступления». Перед тем, как выполнить одзи-вадза, кенши уже должен выиграть игру на уровне ки, еще до того, как произойдет сам удар. Иначе говоря, Вы должны заставить оппонента ударить именно так, как Вам нужно.

Нуки-вадза:

Нуки-вадза можно наблюдать в кендо ката иппон-ме (мен-нуки-мен), ката нихон-ме (коте-нуки-мен) и ката нанахон-ме (мен-нуки-до). Избежать удара в мен или коте можно, подняв руки вверх (как в ката иппон-ме) или опустив вниз (как в ката нихон-ме).

Ката нанахон-ме выполняется с уходом от удара мен с помощью просто перемещения вправо, одновременно наносится удар до. Мен-нуки-до также представлен в Бокуто ниёру кендо кихон ваза кейко-хо (кихон #5).

Суриаге-вадза:

Суриаге-вадза можно наблюдать в ката гохон-ме (мен-суриаге-мен) и ката роппон-ме (коте-суриаге-коте). Суриаге может быть выполнена либо как омоте (левой стороной синая), либо ура (правой стороной синая).

Мен-суриаге-мен и коте-суриаге-коте — простые и часто используемые в кендо техники.

Каеши-вадза:

Каеши-вадза можно наблюдать в ката ёнхон-ме (цки-каеши-мен). В каеши-вадза запястья поворачиваются (поворачивая синай вокруг синая противника), чтобы нанести удар (обычно с противоположной началу движения стороны). В кендо наиболее часто используется мен-каеши-до. Некоторые кенши хороши в коте-каеши-мен.

Учиотоши-вадза:

Одни говорят, что это то же самое, что и кириотоши, другие с этим не согласны. Кириотоши — это предельная техника итто-рю. Мен-кириотоши-мен считается самой сложной техникой.

Эта техника похожа на ай-мен (оба бьют мен), но Ваш меч должен разрубить противника раньше, чем его меч вас. То бишь это похоже на удары мен в ката ёнхон-ме, где и учитачи, и ситачи бьют мен. Затем, если кто-то использует кириотоши в подобной ситуации, то сможет разрубить оппонента (это выполняется в одно движение).

В то же время учиотоши — это два движения. В учиотоши синай оппонента сбивается сверху вниз во время движения к цели и затем наносится удар. Учиотоши означает «сбивать».

Таким образом, в кихон #9 в бокуто ниёру кендо кихон ваза кейко-хо кенши сбивает сверху вниз удар до, который наносит мотодачи, и затем наносится удар мен.

Учиотоши-вадза очень редко встречается в современном кендо, потому что обычно используемые удары слишком быстры и малы, чтобы можно было выполнить эту технику правильно.



Оригинал статьи опубликован сайте kendo-guide.com.
Перевод с английского языка подготовлен ресурсом kendoguide.org.
Редактор русского текста для КАМИНАРИКАН - Брагин Андрей Евгеньевич.

Техники кендо

В кендо все техники можно грубо разделить на два типа: сикаке-вадза и одзи-вадза [прим. пер. — в переводе с японского «вадза» означает «техника»].

ТЕХНИКИ:

Сикаке-вадза [атаки]:
  • Рензоку-вадза;
  • Хараи-вадза;
  • Дебана-вадза;
  • Хики-вадза;
  • Кацуги-вадза;
  • Маки-вадза.
Одзи-вадза [контратаки]:
  • Нуки-вадза;
  • Суриаге-вадза;
  • Каеши-вадза;
  • Учиотоши-вадза.

Сикаке-вадза означает «техники, которые инициируются атакующим».Одзи-ваза означает «техники, которые выполняются против противника в качестве контратаки». В сущности, в сикаке-вадза Вы тот человек, который начинает атаку. А в одзи-вадза первым удар начинает наносить ваш противник, а Вы реагируете на его атаку.

СИКАКЕ-ВАДЗА:

Согласно вышеприведённому списку, в сикаке-ваза входит шесть техник. Я не рассматривал здесь простые удары, такие как мен, коте, до и цки.

В сикаке-вадза среди прочих есть дебана-вадза. Я всегда думал, что эта техника должна относится не к сикаке, а к одзи-вадза, потому что здесь вы реагируете на атаку противника. Тем не менее, согласно разъяснениям Всеяпонской федерации кендо, дебана-вадза является частью сикаке-вадза.

Рензоку-вадза:


Означает «непрерывные атаки». Примером одной из непрерывных атак, которые часто используют все кенши, является коте-мен. Если вы непрерывно наносите удары по двум целям, мы называем это «ни-дан-вадза». Если вы непрерывно наносите удары по трем целям, например, коте-мен-до, это называется«сан-дан-вадза».

Почему мы наносим удары непрерывно?
  • У нас не получается первый/второй удар.
  • Первый и/или второй удар — это уловка.

Я не хочу думать, что первый и/или второй удар этой серии непрерывных ударов является уловкой. Уловка предназначена обмана противника. Мы же должны сражаться честно и достойно. Это золотое правило кендо.

Кенши должен полностью выполнять свою атаку, так, чтобы эта атака могла стать валидным ударом. В то же время вы знаете, что противник будет реагировать на первый удар (предугадываете это), поэтому наносите еще удар.

Все удары должны быть выполнены полностью в непрерывной серии ударов.

Хараи-вадза:


В хараи-вадза необходимо сбить своим синаем синай противника вверх или вниз. Это широко используется для того, чтобы открыть зону противника и нанести удар. Хараи-мен и хараи-коте — довольно полпулярные в кендо техники.

Дебана-вадза:

В дебана-вадза удар мен или коте наносится в тот момент, когда кенши чувствует, что противник собирается выполнить свою атаку. Дебана означает «вот-вот случится/начнется». Дебана-мен и дебана-коте — наиболее широкоиспользуемые в кендо техники.

Хики-вадза:

В хики-вадза удар хики-мен, хики-коте или хики-до наносится из положения цубазериай. Хики здесь означает «движущийся назад».

Кацуги-вадза:

Эта техника чаще всего используется для того, чтобы застать противника врасплох. Иногда бывает так, что все техники уже перепробованны, но найти открытые зоны так и не получается, что бы вы ни делали. Тогда приходит время для кацуги-вадза.

Кацуги — это существительное от «кацугу», что означает «нести на плече». Так, в кацуги-вадза синай подносится к своему левому плечу, вместо того, чтобы поднять его над головой, и следом наносится коте, мен или до.

Маки-вадза:

В маки-вадза синай противника подцепляется своим синаем и выворачивается вверх или вниз.

Если техника выполнена с правильным таймингом и правильным количсетвом силы, то синай вылетит из рук противника.

ОДЗИ-ВАДЗА:

Одзи-вадза — это по-сути контратакующие техники - реакция на атаку противника.

Однако, даже не смотря на то, что Вы реагируете и контратакуете своего противника, Вы не должны находиться в состоянии «отступления». Перед тем, как выполнить одзи-вадза, кенши уже должен выиграть игру на уровне ки, еще до того, как произойдет сам удар. Иначе говоря, Вы должны заставить оппонента ударить именно так, как Вам нужно.

Нуки-вадза:

Нуки-вадза можно наблюдать в кендо ката иппон-ме (мен-нуки-мен), ката нихон-ме (коте-нуки-мен) и ката нанахон-ме (мен-нуки-до). Избежать удара в мен или коте можно, подняв руки вверх (как в ката иппон-ме) или опустив вниз (как в ката нихон-ме).

Ката нанахон-ме выполняется с уходом от удара мен с помощью просто перемещения вправо, одновременно наносится удар до. Мен-нуки-до также представлен в Бокуто ниёру кендо кихон ваза кейко-хо (кихон #5).

Суриаге-вадза:

Суриаге-вадза можно наблюдать в ката гохон-ме (мен-суриаге-мен) и ката роппон-ме (коте-суриаге-коте). Суриаге может быть выполнена либо как омоте (левой стороной синая), либо ура (правой стороной синая).

Мен-суриаге-мен и коте-суриаге-коте — простые и часто используемые в кендо техники.

Каеши-вадза:

Каеши-вадза можно наблюдать в ката ёнхон-ме (цки-каеши-мен). В каеши-вадза запястья поворачиваются (поворачивая синай вокруг синая противника), чтобы нанести удар (обычно с противоположной началу движения стороны). В кендо наиболее часто используется мен-каеши-до. Некоторые кенши хороши в коте-каеши-мен.

Учиотоши-вадза:

Одни говорят, что это то же самое, что и кириотоши, другие с этим не согласны. Кириотоши — это предельная техника итто-рю. Мен-кириотоши-мен считается самой сложной техникой.

Эта техника похожа на ай-мен (оба бьют мен), но Ваш меч должен разрубить противника раньше, чем его меч вас. То бишь это похоже на удары мен в ката ёнхон-ме, где и учитачи, и ситачи бьют мен. Затем, если кто-то использует кириотоши в подобной ситуации, то сможет разрубить оппонента (это выполняется в одно движение).

В то же время учиотоши — это два движения. В учиотоши синай оппонента сбивается сверху вниз во время движения к цели и затем наносится удар. Учиотоши означает «сбивать».

Таким образом, в кихон #9 в бокуто ниёру кендо кихон ваза кейко-хо кенши сбивает сверху вниз удар до, который наносит мотодачи, и затем наносится удар мен.

Учиотоши-вадза очень редко встречается в современном кендо, потому что обычно используемые удары слишком быстры и малы, чтобы можно было выполнить эту технику правильно.



Оригинал статьи опубликован сайте kendo-guide.com.
Перевод с английского языка подготовлен ресурсом kendoguide.org.
Редактор русского текста для КАМИНАРИКАН - Брагин Андрей Евгеньевич.