СТАТЬЯ
Корю кендзюцу — Тендо-рю
Многие, думая про Тендо-рю, представляют себе только нагинату, забывая о том, что одной из важных характеристик этой рюхи является выполнение всех техник нагинаты против меча. Более того, обучающая программа школы включает множество техник, в которые даже не входит нагината. Поэтому Тендо-рю по праву считается полноценным боевым искусством или иными словами — согобудзюцу.

Тендо-рю нагинатадзюцу「天道流長刀術」является стилем владения глефой или нагинатой, разновидностью корю-будзюцу, которое было основано Сайто Денкибо Кацухиде в 1582 году. Несмотря на то, что Денкибо ещё при жизни был прославленным мастером меча, он всё равно скептически относился к своему умению, поэтому, как гласит легенда, он отправился в святилище в Камакуре, чтобы воздать мольбы богам на протяжении ста дней. Говорят, он достиг просветления, и чтобы отплатить богам он основал свою школу, назвав её "школа пути небес" (тен-до-рю).

Тендо-рю「天道流」широко распространена в наши дни благодаря техникам с нагинатой, в действительности истоки этой школы берут своё начало в разнообразных техниках фехтования мечом: длинным и коротким [тачи и кодачи]; двумя мечами одновременно [нито]; или двумя кинжалами [танто и кайкен]. Необычно, но мало кто знает, что нагината появилась в Тендо-рю намного позже.

Современная версия стиля владения нагинатой называется "новая нагината" или атараси нагината「新しいなぎなた」и входит в число из девяти современных будо официально признанных Ниппон Будокан . В то время, как Тендо-рю нагинатадзюцу в настоящий момент является одним из двух основных сохранившихся классических стилей нагинатадзюцу, из которых произошла атараси нагината. Вторым стилем является Дзикисинкаге-рю.

Первый мой опыт с Тендо-рю датирован 1996 годом, когда мой инструктор по атараси нагината решил научить меня первому разделу техник (сёдан). В то время я занимался и кендо, и иайдо, и нагината очень интенсивно, поэтому новые познания мне были очень интересны, несмотря на большую нагрузку.

* * *

Обучение Тендо-рю начинается с того, что начинающие в одиночку разучивают сперва техники непосредственно нагинаты. После того как базовые техники изучены, начинающие приступают к отработке техник в парах с более опытными учениками в виде тачиай, где нагината и меч исполняются в виде парных техник. Спустя некоторое время, когда я добился определённых успехов в разделах сёдан, чудан и гедан , мой учитель познакомил меня с её учителем — преподобной Савада сенсей, преподававшей в районе Токио — Синдзюку. Мое познание техник нагинаты наполнилось содержанием, но мне так и не разрешили использовать меч.

Прошло какое-то время, жизнь менялась, мои занятия Тендо-рю постепенно сокращались пока совсем не бросил заниматься. Я всё также продолжал заниматься другими будо ежедневно, но постоянно ощущал чувство нехватки нагинаты, Тендо-рю в частности. Я решил возобновить, когда подвернётся подходящий момент.

И вот оно! В конце 2016 года опубликовали расписание Международного Будо Семинара под эгидой Будо Университета, который должен был состояться в марте 2017 года. Это ежегодное и очень почетное мероприятие, в котором принимают участие многие умудрённые опытом представители боевых искусств со всей Японии. Конечно мероприятие в основном было посвящено девяти будо, которые продвигаются правительством Японии, но организаторы также ежегодно приглашают представителей разных корю-будзюцу, чтобы разнообразить впечатления от каждого года. В 2017 было представлено Тендо-рю. Как только я увидел это объявление, в глубине души я осознал, что должен вновь вернуться в Тендо-рю.

Семинар был удивительным и мне было так приятно снова отрабатывать забытые техники в течение целого дня. Утренние показательные выступления также оставили неизгладимое впечатление о том, как могут быть искусны в этой рюхе давно занимающиеся ученики.

Мне удалось переговорить с Кимура сенсей, которая является сокё [главой] рюхи в настоящее время, и поделиться своим желанием вернуться к тренировкам. Она очень вдохновилась услышанным и дословно заказала: "Приходи в любое время!".

Кто мог подумать, что одно из основных мест занятий находится в пешей доступности от моего дома? В течение многих лет, на самом деле уже десятилетий, я потратил много тысяч часов на поездки на метро из одного конца мегаполиса Токио в другой. А сейчас вот оно — в минутах езды.

Такую возможность упускать было нельзя, с тех пор я не пропустил ни одной тренировки и не пропускаю до сих пор. В этот раз я решил полностью посвятить себя Тендо-рю, хотя мы и делим зал с очень опытными и уважаемыми представителями атараси нагината.

В этот раз я смог заниматься и мечом. Причем его было очень много. Даже больше, чем я мог себе представить. Я не поспевал усваивать все техники. И ещё очень много предстоит изучить. На самом деле с учётом моего опыта меня почти сразу попросили ассистировать сторону меча для начинающих, которые только начали изучать сторону нагинаты. И я знал, что такой подход существует — старший ученик использует тачи, а младший нагинату, а потом смена ролей и ты сам можешь отрабатывать свои техники нагинаты!

И примерно в это же время я смог приступить к изучению многих других аспектов Тендо-рю. Техники с двумя мечами [нито] составляют три раздела, и очень завораживающие. Мне даже удалось поучаствовать в демонстрации некоторых из них в этом году в Токио. Также в школе представлены несколько разделов тачи тай тачи, в которых партнеры используют мечи друг против друга. Даже и близко никакой нагинаты. Я также сейчас изучаю разделы с кайкен, танто и кодачи в разных исполнениях.

Я думаю, что предыстории достаточно.

* * *

В Тендо-рю представлены семь вариаций мечей различной длинны, если считать нито как два меча (они на самом деле всего лишь немного отличаются по длинне). Если перенестись на четыре с половиной века, Тендо-рю берет истоки от школы фехтования на мечах, восходящей напрямую к знаменитому мечнику той эпохи — Цукахара Бокуден [основана же в 1582 году Сайто Ханган Денкибо Кацухиде]. И по сей день Тендо-рю ежегодно представлено наравне с бесчисленными классическими рюха на энбу в Касима Джинджу, и все они тем или иным образом связаны с Бокуденом.

Одна из старейших книг о Тендо-рю, написанная Митамура Кунихико, детально описывает работу с мечом в течение всего повествования. Семнадцатая глава, в частности, полностью посвящена этикету обращения с оружием и очень скрупулёзно описана, в том числе в виде пояснений к каждому виду оружия, а также описаний процессов вынимания меча из ножен и вкладывания его обратно. Более того она содержит зарисовки и объяснения как правильно держать настоящий меч. Определённо, работа с мечом была основополагающей в Тендо-рю до недавнего времени.

Почему в Тендо-рю появилась нагината?

Когда нагинату добавили к процессу обучения? Никто не знает. Существует целое множество иных вопросов, которые остались без ответов. Откуда появились техники кусаригамы? А дзё? Как случилось, что меч из основного оружия перешёл в ранг дополняющего нагинату, а у всех Тендо-рю стало ассоциироваться исключительно с нагинатой?

В любом случае, в Тендо-рю огромное множество практики с мечом, и так было всегда на протяжение многих веков. Многим впервые показывают часть с бокуто [тачи] только спустя несколько лет усердных тренировок и на этом все тренировки с мечом заканчиваются. Хотя школа содержит невиданное множество техник тачи тай тачи…

Тачи в Тендо-рю слегка короче стандартного бокуто. Техники его использования короткие по амплитуде и очень резкие, а поединки длятся секунды. Тендо-рю несёт в себе совершенно иной подход к использованию меча, нежели чем подход, который мы наблюдаем в современном кендо. В то же время, техники меча соединяют логически техники нагинаты, заключающееся в сильном движением бёдер для поворотов в позицию скрещенных ног (куми-аси) при сечении сверху вниз.

Потом, не забывайте, что есть и другие техники с мечом, такие как нито, кодачи, танто и кайкен. Некоторые ката отрабатывают ситуации, в которых нагината отбрасывается и достаётся более короткое орудие. Существуют также очень примечательные техники, заключающиеся в обезоруживании противника. Несомненно, Тендо-рю может рассказать и показать нам всю глубину познания и подход к работе с мечом против разнообразного оружия.

* * *


На данный момент КАМИНАРИКАН додзё — единственный клуб в Москве, где вы можете изучать атараси нагината и Тендо-рю. Если Вам стало интересно, просто позвоните нам! Не переключайтесь!



Перевод подготовлен специально для КАМИНАРИКАН. Оригинальная статья за авторством Брайана Петерсона вышла в журнале Kendo World 25 сентября 2019 года.

Старая школа кендзюцу — Тендо-рю


Многие, думая про Тендо-рю, представляют себе только нагинату, забывая о том, что одной из важных характеристик этой рюхи является выполнение всех техник нагинаты против меча. Более того, обучающая программа школы включает множество техник, в которые даже не входит нагината. Поэтому Тендо-рю по праву считается полноценным боевым искусством или иными словами — согобудзюцу.

Тендо-рю нагинатадзюцу「天道流長刀術」является стилем владения глефой или нагинатой, разновидностью корю-будзюцу, которое было основано Сайто Денкибо Кацухиде в 1582 году. Несмотря на то, что Денкибо ещё при жизни был прославленным мастером меча, он всё равно скептически относился к своему умению, поэтому, как гласит легенда, он отправился в святилище в Камакуре, чтобы воздать мольбы богам на протяжении ста дней. Говорят, он достиг просветления, и чтобы отплатить богам он основал свою школу, назвав её "школа пути небес" (тен-до-рю).

Тендо-рю「天道流」широко распространена в наши дни благодаря техникам с нагинатой, в действительности истоки этой школы берут своё начало в разнообразных техниках фехтования мечом: длинным и коротким [тачи и кодачи]; двумя мечами одновременно [нито]; или двумя кинжалами [танто и кайкен]. Необычно, но мало кто знает, что нагината появилась в Тендо-рю намного позже.

Современная версия стиля владения нагинатой называется "новая нагината" или атараси нагината「新しいなぎなた」и входит в число из девяти современных будо официально признанных Ниппон Будокан . В то время, как Тендо-рю нагинатадзюцу в настоящий момент является одним из двух основных сохранившихся классических стилей нагинатадзюцу, из которых произошла атараси нагината. Вторым стилем является Дзикисинкаге-рю.

Первый мой опыт с Тендо-рю датирован 1996 годом, когда мой инструктор по атараси нагината решил научить меня первому разделу техник (сёдан). В то время я занимался и кендо, и иайдо, и нагината очень интенсивно, поэтому новые познания мне были очень интересны, несмотря на большую нагрузку.

* * *

Обучение Тендо-рю начинается с того, что начинающие в одиночку разучивают сперва техники непосредственно нагинаты. После того как базовые техники изучены, начинающие приступают к отработке техник в парах с более опытными учениками в виде тачиай, где нагината и меч исполняются в виде парных техник. Спустя некоторое время, когда я добился определённых успехов в разделах сёдан, чудан и гедан , мой учитель познакомил меня с её учителем — преподобной Савада сенсей, преподававшей в районе Токио — Синдзюку. Мое познание техник нагинаты наполнилось содержанием, но мне так и не разрешили использовать меч.

Прошло какое-то время, жизнь менялась, мои занятия Тендо-рю постепенно сокращались пока совсем не бросил заниматься. Я всё также продолжал заниматься другими будо ежедневно, но постоянно ощущал чувство нехватки нагинаты, Тендо-рю в частности. Я решил возобновить, когда подвернётся подходящий момент.

И вот оно! В конце 2016 года опубликовали расписание Международного Будо Семинара под эгидой Будо Университета, который должен был состояться в марте 2017 года. Это ежегодное и очень почетное мероприятие, в котором принимают участие многие умудрённые опытом представители боевых искусств со всей Японии. Конечно мероприятие в основном было посвящено девяти будо, которые продвигаются правительством Японии, но организаторы также ежегодно приглашают представителей разных корю-будзюцу, чтобы разнообразить впечатления от каждого года. В 2017 было представлено Тендо-рю. Как только я увидел это объявление, в глубине души я осознал, что должен вновь вернуться в Тендо-рю.

Семинар был удивительным и мне было так приятно снова отрабатывать забытые техники в течение целого дня. Утренние показательные выступления также оставили неизгладимое впечатление о том, как могут быть искусны в этой рюхе давно занимающиеся ученики.

Мне удалось переговорить с Кимура сенсей, которая является сокё [главой] рюхи в настоящее время, и поделиться своим желанием вернуться к тренировкам. Она очень вдохновилась услышанным и дословно заказала: "Приходи в любое время!".

Кто мог подумать, что одно из основных мест занятий находится в пешей доступности от моего дома? В течение многих лет, на самом деле уже десятилетий, я потратил много тысяч часов на поездки на метро из одного конца мегаполиса Токио в другой. А сейчас вот оно — в минутах езды.

Такую возможность упускать было нельзя, с тех пор я не пропустил ни одной тренировки и не пропускаю до сих пор. В этот раз я решил полностью посвятить себя Тендо-рю, хотя мы и делим зал с очень опытными и уважаемыми представителями атараси нагината.

В этот раз я смог заниматься и мечом. Причем его было очень много. Даже больше, чем я мог себе представить. Я не поспевал усваивать все техники. И ещё очень много предстоит изучить. На самом деле с учётом моего опыта меня почти сразу попросили ассистировать сторону меча для начинающих, которые только начали изучать сторону нагинаты. И я знал, что такой подход существует — старший ученик использует тачи, а младший нагинату, а потом смена ролей и ты сам можешь отрабатывать свои техники нагинаты!

И примерно в это же время я смог приступить к изучению многих других аспектов Тендо-рю. Техники с двумя мечами [нито] составляют три раздела, и очень завораживающие. Мне даже удалось поучаствовать в демонстрации некоторых из них в этом году в Токио. Также в школе представлены несколько разделов тачи тай тачи, в которых партнеры используют мечи друг против друга. Даже и близко никакой нагинаты. Я также сейчас изучаю разделы с кайкен, танто и кодачи в разных исполнениях.

Я думаю, что предыстории достаточно.

* * *

В Тендо-рю представлены семь вариаций мечей различной длинны, если считать нито как два меча (они на самом деле всего лишь немного отличаются по длинне). Если перенестись на четыре с половиной века, Тендо-рю берет истоки от школы фехтования на мечах, восходящей напрямую к знаменитому мечнику той эпохи — Цукахара Бокуден [основана же в 1582 году Сайто Ханган Денкибо Кацухиде]. И по сей день Тендо-рю ежегодно представлено наравне с бесчисленными классическими рюха на энбу в Касима Джинджу, и все они тем или иным образом связаны с Бокуденом.

Одна из старейших книг о Тендо-рю, написанная Митамура Кунихико, детально описывает работу с мечом в течение всего повествования. Семнадцатая глава, в частности, полностью посвящена этикету обращения с оружием и очень скрупулёзно описана, в том числе в виде пояснений к каждому виду оружия, а также описаний процессов вынимания меча из ножен и вкладывания его обратно. Более того она содержит зарисовки и объяснения как правильно держать настоящий меч. Определённо, работа с мечом была основополагающей в Тендо-рю до недавнего времени.

Почему в Тендо-рю появилась нагината?

Когда нагинату добавили к процессу обучения? Никто не знает. Существует целое множество иных вопросов, которые остались без ответов. Откуда появились техники кусаригамы? А дзё? Как случилось, что меч из основного оружия перешёл в ранг дополняющего нагинату, а у всех Тендо-рю стало ассоциироваться исключительно с нагинатой?

В любом случае, в Тендо-рю огромное множество практики с мечом, и так было всегда на протяжение многих веков. Многим впервые показывают часть с бокуто [тачи] только спустя несколько лет усердных тренировок и на этом все тренировки с мечом заканчиваются. Хотя школа содержит невиданное множество техник тачи тай тачи…

Тачи в Тендо-рю слегка короче стандартного бокуто. Техники его использования короткие по амплитуде и очень резкие, а поединки длятся секунды. Тендо-рю несёт в себе совершенно иной подход к использованию меча, нежели чем подход, который мы наблюдаем в современном кендо. В то же время, техники меча соединяют логически техники нагинаты, заключающееся в сильном движением бёдер для поворотов в позицию скрещенных ног (куми-аси) при сечении сверху вниз.

Потом, не забывайте, что есть и другие техники с мечом, такие как нито, кодачи, танто и кайкен. Некоторые ката отрабатывают ситуации, в которых нагината отбрасывается и достаётся более короткое орудие. Существуют также очень примечательные техники, заключающиеся в обезоруживании противника. Несомненно, Тендо-рю может рассказать и показать нам всю глубину познания и подход к работе с мечом против разнообразного оружия.

* * *


На данный момент КАМИНАРИКАН додзё — единственный клуб в Москве, где вы можете изучать атараси нагината и Тендо-рю. Если Вам стало интересно, просто позвоните нам! Не переключайтесь!



Перевод подготовлен специально для КАМИНАРИКАН. Оригинальная статья за авторством Брайана Петерсона вышла в журнале Kendo World 25 сентября 2019 года.