СТАТЬЯ
Осмысление дзёдан через преподавание
маятникаОколо десяти лет назад одна моя ученица (высокая пятнадцатилетняя девушка, начавшая заниматься кендо семью месяцами ранее) внезапно подошла и попросила меня научить её дзёдану. Я никогда об этом не задумывался, только лишь осознавал, что хотел бы сам научиться этой стойке когда-нибудь, поэтому я согласился ей помочь.

Её внезапное желание было вдохновлено победой молодого дзёданщика (полицейского из Канагавы) на Всеяпонском Чемпионате по Кендо среди мужчин несколько днями ранее. Это первый случай победы дзёданщика с 1983 года, когда Хигаси Кацуёси сенсей из префектуры Аичи получил этот титул (единственный кенши, использующий дзёдан, завоевавший первое место во время анти-дзёдан правил, действовавших с 1979 по 1995, при которых муне-цуки [лично я думаю, что муне-цуки должна быть допустимой зоной для атаки вне зависимости от камае] считался датоцу-буй). Также Всеяпонский Чемпионат по Кендо знал несколько выдающихся дзёданщиков на пару десятилетий ранее победы Хигаси сенсея — Тода Тадао, Чиба Масаши, Сасаяма Харуо и Кавазое Тетсуо, которые считались единственными в своём роде, а после победы Хигаси — никого.

Несмотря на отсутствие в течение двадцати пяти лет (1983-2008) дзёданщиков-победителей Всеяпонского Чемпиона по Кендо, в середине 2000-х я самолично видел, что на самом деле в Японии огромное количество кенши разного уровня используют дзёдан, поэтому мне показалось, что наступил Дзёдан Ренессанс. Победа 2008 года только укрепила моё убеждение.

Ученица, с которой я начал повествование, была первой, которая попросила меня научить её дзёдану, но отнюдь не последней. В течение десяти лет я успешно обучил четверых учеников основам дзёдан. Из этого появилась необходимость разработать свою собственную методику обучения, поэтому в этой статье я постараюсь очень коротенько поделиться основными моментами. В конце я также хочу обсудить свой собственный опыт или прогресс в дзёдане, ведь как я могу обучать кого-то тому, чего не знаю сам?

* * *

N.B. Хочу сразу внести ясность, прежде чем мы мы двинемся дальше, так как я уверен, что найдутся люди, полные сомнений из разряда: если девушка, о которой шла речь, занималась всего лишь семь месяцев, то почему же я согласился обучать её дзёдану? Ответ очень прост — мы занимаемся 6 дней в неделю. А теперь умножьте это на два с половиной года, пока они не окончат школу, и это при условии, что они практикуют дзёдан в тандеме с чуданом, то вы сможете понять, почему я согласился. Эта девушка, кстати, успешно аттестовалась на сёдан и нидан (в чудане, конечно).

СРЕДА ОБУЧЕНИЯ

Прежде всего стоит упомянуть условия обучения / изучения, в рамках которых идет описание этой статьи. Во-первых, я не использовал дзёдан сам до того, но я постоянно в течение не менее десяти лет контактировал с опытными кенши, которые его использовали. Это способствовало тому, что я не только мог получить наставление напрямую, но имел возможность наблюдать дзёдан в действии и его объяснение, испытывать (отхватывать) удары на себе и в любой момент спросить совета. Я не использовал, ни начал обучать дзёдану с нуля, и не советовал бы кому-либо это делать.

Мои ученики (как впрочем и я) также много времени уделяют кендо. Естественно, это сильно сказывается на общей физической подготовке, фумикоми, теноучи, выносливости и устойчивости. Меня бы даже не посетила мысль обучать кого-то дзёдану, если бы они ходили на тренировки раз или два в неделю, только если их общий кендо уровень, а именно чудан, уже не был бы на очень достойном уровне.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Теперь я бы хотел очень кратко пройтись по этапам обучения дзёдану. Оговорюсь, что это очень обобщенный подход, более детальную версию я опишу в будущем.

ЧАСТЬ A — ОСНОВЫ

Если ученик просит обучить его дзёдану, первое с чего я начну — это работа над камае, движением ног и субури. Надев мен, им предется всё это сложить воедино и сделать ТОЛЬКО несколько кирикаеси, а потом вернуться обратно к чудану. Возможно, пройдёт три-четыре кейко прежде чем они перейдут к ударам мен, как описано в части Б ниже.

1. КАМАЕ

Существует несколько вариантов камае, но я всегда обучаю "классической" разновидности, в которой плечи расправлены и раскрыты, левая рука расположена впереди, или около, или над высотой левого глаза, тело, как и лицо смотрит прямо, а синай под 45 градусов. Правая рука не сжимает синай, а лишь слегка придерживает его. Со временем и опытом, я уверен, ученики приспособят камае под возможности своего тела, но поначалу я требую от них делать так как делаю я. Это ничем не отличается от моего преподавания чудан.

2. АСИСАБАКИ [движения ног]

Сразу после начала использования дзёдана положение ног (асигамае) меняется зеркально, поэтому при выполнении всех упражнений левая нога стоит впереди.

3. СУБУРИ

Сразу же начать делать все субури одной рукой — требовать слишком многого. Однако, принимая во внимание силу и выносливость учеников, я постепенно подвожу каждого из них к выполнению всех субури одной рукой.

В отличии от стандартных субури, которые выполняются с большим замахом, одноручные субури делаются немного иначе. Левая рука идет немного вниз по направлению уровня рта, затем следует выталкивание правой рукой с одновременным выпрямлением левой руки.

Конечно же стопы стоят зеркально.

4. КИРИКАЕСИ [медленно и без фумикоми]

Соединив все вышеописанное, я сразу же отправляю учеников выполнять медленное кирикаеси без фумикоми и без защиты, и это делается в начале каждой тренировки. Все удары пока наносятся двумя руками.

ЧАСТЬ Б —УЧИМСЯ НАНОСИТЬ УДАРЫ

После освоения базы в течении нескольких дней, мы переходим к работе над ударом мен. Тут же вскрываются следующие трудности — отсутствие привычки подставлять правую ногу, делать фумикоми левой ногой, и наносить одноручные удары, что по сути "ломает" привычное кендо.

Если делать всё описанное одномоментно, то это неотвратимо приведет "каше" и уверенность учеников сильно поубавится. Именно поэтому у меня в арсенале несколько подводящих шагов, через которые все ученики проходят, прежде чем перейти только к одноручным ударам с левой ногой впереди.

1. МОРОТЕ-МЕНУЧИ ИЗ ДЗЁДАН С ПРАВОЙ НОГОЙ ВПЕРЕДИ [двуручный]

Это упражнение для работы над дистанцией, теноучи и положением тела, а также общим представлением как наносятся удары из дзёдан. Достаточно простое в усвоении, даже неопытный ученик в силах его освоить. Поначалу я использую эту комбинацию для упражнения, при котором удары наносятся в тайминге маятника.

2. КАТАТЕ-МЕНУЧИ ИЗ ДЗЁДАН С ПРАВОЙ НОГОЙ ВПЕРЕДИ
[одноручный]

Отсюда и начинаются сложности. Скорее всего удары будут очень легкими и слишком глубокими. Синай может отскакивать или соскальзывать после удара. Часто будут промахи. Левая рука может смещаться в воздухе во время удара.

На этом этапе я уделяю много времени отработке самого удара (левый кулак идет вниз, правая рука выталкивает синай вперёд), положению левой руки в момент удара, пониманию правильной дистанции, и самое главное — контроль за подбородком, чтобы он всегда был втянут.

Поначалу ученики делают по два двуручных удара маятником и следующий одноручный. Как только нарисовывается прогресс, количество двуручных ударов сокращается, чтобы полностью перейти на одноручные удары.

Несколько недель занимает у учеников отработка указанных выше упражнений, пока я и они полностью не будут удовлетворены результатом тренировок.

3. КАТАТЕ-МЕНУЧИ ИЗ ДЗЁДАН С ЛЕВОЙ НОГОЙ ВПЕРЕДИ
[одноручный]

Раньше в эти базовые упражнения входил двуручный удар с левой ногой впереди, но я отбросил эту затею. Если ученики справляются с упражнениями достаточно хорошо, мы переходим к фумикоми левой ногой с подстановкой правой ноги.

Самое интересное начинается здесь! Прежде всего, дистанция немного отличается от вышеописанных ударов. Также появляется подстановка правой ноги, которая поначалу будет недостаточной для нормального удара. Более того удары будут очень слабыми из-за отсутствия фумикоми.

Точно также как мы делали в случае первого и второго упражнения, мы делаем второе упражнение в виде маятника с подводкой к третьему. Если ученику удаётся нанести хороший одноручный удар с правой ногой впереди, то они должны стремится к такому же результату с левой.

ЧАСТЬ В — ПЕРЕЖИДАНИЕ

К моменту, когда ученики окончательно подошли к отработке базового одноручного удара мен, я требую от них отбросить желание наносить другие удары и сконцентрироваться только на этом ударе. Когда их товарищи практикуют мен, коте, до, цуки из чудана, всё что они делают — катате-мен. В то время, как их товарищи делают одзи-вадза из чудана, они делают катате-мен. И так далее. И только так, никак иначе. Если делается учикомигейко или какаригейко, то только одноручный мен.

Отработка только удара мен продолжается в течение полугода (не забываем — шесть дней в неделю), конечно же учитывая предыдущий опыт конкретного ученика. Как быть с сиаями? Они не будут участвовать, пока я не буду удовлетворён их результатом. Это часть соглашения. У учеников старшей школы в запасе только лишь два с половиной года активных тренировок до её окончания, поэтому для них согласиться полгода тренировать одну единственную технику может стать очень трудным решением.

Дзигейко используя дзёдан, кстати, я не разрешаю как минимум в течение двух или трех месяцев, да и то поначалу только со мной или или другими кенши моего уровня. При этом, им пока ещё только разрешено делать одноручный мен или двуручные мен либо коте, поэтому я часто наношу им цуки и веду поединок в очень жесткой манере, пока они находятся в неравном положении. Поначалу многие впадают в ступор и стараются защищаться или отступать, но со временем они (я надеюсь) научатся идти вперёд, игнорируя постоянно прилетающие удары.

Я считаю, что всё то, что произойдёт с ними в течение этих шести месяцев, определит будущее их как дзёданщиков, поэтому я не спешу, концентрирую их на правильной технике и воспитываю в них уверенность.

ЧАСТЬ Г — КАК ПРИНИМАТЬ УДАРЫ

Описанные полгода в ЧАСТИ В — хорошая возможность для начинающего дзёданщика научиться принимать удары в этой стойке. Несмотря на то, что они практикуют только удар мен, их товарищи всё также практикуют разнообразные техники, что будет являться хорошим подспорьем для них освоить как бить кого-то в дзёдан-но-камае. Если кто-либо у вас в клубе использует дзёдан, то это несомненно будет огромным бонусом использовать такого оппонента в качестве мотодачи.

Дистанция – и какарите и мотодачи дзёданщик начинают с чудана на расстоянии исоку-ито-но-ма, затем мотодачи принимает дзёда с шагом назад, увеличивая дистанцию.

Мен – опустите обе руки вниз и откройте мен для удара.

Коте – стоя в камае принимайте удары в оба коте. Потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к ударам в левое коте, но это необходимо перетерпеть. Также следует помнить, что удары по предплечьям — частое дело, нужно научится не обращать на это внимание.

До – стоя в камае, позволяйте ударить как в правое, так и в левое до.

Цуки – стоя в камае, втяните подбородок и принимайте цуки. Дзёданщик должен уметь принимать мощный цуки, и в случае промаха не жаловаться.

Совершенно ничего сложного в этом нет. С повышение уровня я добавляю контратаки одной рукой при определённых обстоятельствах.

ЧАСТЬ Д — ОСНОВНЫЕ ВАДЗА

Как только мощный одноручный удар вкупе со сносным фумикоми левой ногой и подстановкой правой ноги достигнуты, я понемногу начинаю добавлять базовые техники. Лаконичности ради, проще ознакомиться со списком ниже, чем описывать каждую технику по-отдельности:

СИКАКЕ-ВАДЗА:
  • Мороте коте;
  • До;
  • Мороте цуки;
  • Мен о мисете ⇥ коте;
  • Коте / до о мисете ⇥ мороте мен;
  • Хараи-мороте-мен.

ОДЗИ-ВАДЗА:
  • Дебана мен [против мен и/или коте];
  • Коте нуки мен;
  • Коте отоси мен.

Если ученики смогли забраться так далеко (вне зависимости освоили ли они или нет вышеописанные вадза хорошо), то можно сказать, что они достигли или на пути к достойному уровню дзёдана. Начиная с этого момента я разрешаю им участвовать в соревнованиях, а любое кейко происходит исключительно из дзёдана.

ЧАСТЬ Е — КАТАТЕ КОТЕ


Я оставил эту технику напоследок, и на то есть причина — одноручный коте очень непрост в освоении. Техника сложна сама по себе, а некоторые способы исполнения находятся вне нормальной логики даже для умудрённых опытом кенши. Тем немее, освоение этой техники необходимо, чтобы стать полноценным дзёданщиком.

В случае моих учеников у нас только два с половиной года на её освоение, чего недостаточно, чтобы освоить в совершенстве. Для начала я сосредотачиваюсь на форме, катате-мен, фумикири, фумикоми и дистанции. После этого я добавляю вадза, которые много проще освоить и использовать. И только после всего этого мы переходим к обучению удару катате коте.

1. БАЗОВЫЙ ОДНОРУЧНЫЙ КОТЕ [прямой]

Обучение базовому одноручному коте строится примерно также как и для мен. Мотодачи открывает коте также, как и для чудан, а дзёданщик выбрасывает левую руку, толкая рукоять правой. Траектория удара должна быть направлена прямо вниз по центру, при этом левая рука должна быть вытянута (даже слишком вытянута) в момент удара. По завершению удара синай должен слегка отскочить вверх. Нанося катате-коте не нужно кидаться вперёд в тайатари или ещё как, достаточно сделать один или два естественных шага вперёд.

Учитывая, что одноручный удар мен уже освоен, постижение этой техники не должно составить труда. Однако, эту технику практически невозможно применить в дзигейко, поэтому удар должен отрабатываться качестве маятника для упражнения на освоение одноручного коте.

* * *

На самом деле, я бы советовал добавлять именно такое упражнение, когда одноручный мен должным образом усвоен, чтобы ученики начинали привыкать наносить удары, находящиеся много ниже привычного.

2. ШАГ В СТОРОНУ И УДАР ВНИЗ [диагональный]

Следующим этапом мотодачи должен принять что-то вроде сейган-но-камае (обычное, но ошибочное, обозначение для изменённого чудана, когда он противостоит дзёдану), этого достаточно. Мотодачи не должен специально открывать коте, чтобы принять удар правое коте. Для начальной отработки я не советую принимать очень защитную позицию в отношении правого коте, так как какарите дзёданщик не сможет нормально наносить удары, однако, постепенно в ходе освоения техники защита должна усиливаться.

Из позиции дзёдан нужно сделать шаг влево по диагонали до точки, в которой из-за кончика кенсена мотодачи видна цель. Одновременно с шагом левый кулак опускается по диагонали налево, именно в этот момент необходимо повернуть запястье вправо и по диагонали вниз нанести удар коте.

Так как легко понять, что вы задумали, двигаясь влево, то этот метод мало эффективен в кейко, если только не двигаться очень быстро.

3. ЗАКРУЧИВАНИЕ ЗАПЯСТЬЕМ И ШЛЕПОК ВНИЗ [s-образный]

Довольно-таки сложно объяснить простым языком, как наносить данный удар. Лучшее посмотреть данное видео с 6:05 минуты, в котором показывается обводка запястьем на примере катате-коте Чиба сенсея. Коте Сёдая несомненно является вариацией на шлепок вниз.

МОЙ ОПЫТ

После первоначального скрупулёзного изучения, планирования и претворения в жизнь программы обучения дзёдану шаг-за-шагом более десяти лет назад, я продолжил эксперементировать и улучшать сам процесс, работая в слаженной команде с моими учениками. Не стоит даже говорить, что каждый из моих четверых дзёдан учеников был по-своему индивидуален и для каждого обучение происходило с учетом его особенностей.

В процессе их обучения я также принимал дзёдан, по крайней мере поначалу. Как только они достигали ЧАСТИ Д, описанной выше, я возвращался обратно в чудан и концентрировался на том, чтобы быть им хорошим партнером ПРОТИВ дзёдана. Иными словами, я оставил возможность им самим научиться побеждать меня (потому что победить других учеников — задача намного легче). Поначалу, будем честны, было очень легко выбить из них весь дух… и я, признаюсь, делал это! Со временем, когда их ощущение дзёдана стало получше, они стали реже проигрывать и чаще наносить мощные удары мне. Пару из них приноровились к дзёдану настолько, что к моменту окончания старшей школы я с трудом мог нанести им удар.

Таким образом, за прошедшее десятилетие я практиковал дзёдан по чуть-чуть то там, то тут, и в основном это сводилось к отработке катате-мен-учи с левой ногой впереди. Я не уделял должного внимания дзигейко. Около года назад всё изменилось.

Я занимаюсь кендо уже четверть века. С течением времени становится всё труднее отслеживать свой прогресс. Промежутки между аттестациями становятся больше, и я не участвую больше в сиаях, поэтому трудно объективно оценивать свой уровень. Я не уверен почему, но во время обучения моего последнего ученика дзёдану я решил, что настало время и стал заниматься дзёданом более серьёзно. Если я не могу расти, то я смогу изменяться, подумалось мне.

Поэтому за прошедший год я использовал дзёдан во время каждой школьной тренировки. Когда-то это занимало 20% времени, в другие дни доходило до 90% от все тренировки. Поначалу дзигейко в дзёдан для меня было пыткой, но теперь иначе не могу. Я стал принимать участи в дзигейко с учениками из других школ и иногда со взрослыми. Я пока ещё не готов полностью выложиться в моих кейко со взрослыми, но надеюсь, что скоро получится (когда фумикоми левой ногой и катате-коте будет достаточного уровня).

Сейчас мой дзёдан недостаточно хорош. Так как у меня нет желания использовать дзёдан повсеместно, он и не должен становиться великолепным. Но будучи учителем, я определённо знаю, что должен достичь уровня много выше среднего, чтобы быть идеалом для моих будущих учеников, которые примут дзёдан. Будучи кенши, попытка изучения дзёдана просто бесценна, поэтому я рекомендую всем потратить несколько лет на постижение этой стойки. Конечно же, предостережение, чтобы не нахвататься по верхам или же вообще не нахвататься, лучше начинать изучение этой стойки, после постижения чудана на достойном уровне.

С прицелом на дзёдан я поставил очень сложную задачу для себя — достичь того уровня, что когда-нибудь в будущем я смогу использовать эту стойку в Киото Тайкай. Иппон-ме в чудан, а нихон-ме в дзёдан. Смогу ли я отточить своё мастерство до этого уровня — сорный вопрос, но я постараюсь. На данный момент я отвожу на это ещё десятилетие…

Перевод подготовлен специально для КАМИНАРИКАН. Оригинальная статья была опубликована на kenshi247.net 4 февраля 2019.

Осмысление дзёдан через преподавание


Около десяти лет назад одна моя ученица (высокая пятнадцатилетняя девушка, начавшая заниматься кендо семью месяцами ранее) внезапно подошла и попросила меня научить её дзёдану. Я никогда об этом не задумывался, только лишь осознавал, что хотел бы сам научиться этой стойке когда-нибудь, поэтому я согласился ей помочь.

Её внезапное желание было вдохновлено победой молодого дзёданщика (полицейского из Канагавы) на Всеяпонском Чемпионате по Кендо среди мужчин несколько днями ранее. Это первый случай победы дзёданщика с 1983 года, когда Хигаси Кацуёси сенсей из префектуры Аичи получил этот титул (единственный кенши, использующий дзёдан, завоевавший первое место во время анти-дзёдан правил, действовавших с 1979 по 1995, при которых муне-цуки [лично я думаю, что муне-цуки должна быть допустимой зоной для атаки вне зависимости от камае] считался датоцу-буй). Также Всеяпонский Чемпионат по Кендо знал несколько выдающихся дзёданщиков на пару десятилетий ранее победы Хигаси сенсея — Тода Тадао, Чиба Масаши, Сасаяма Харуо и Кавазое Тетсуо, которые считались единственными в своём роде, а после победы Хигаси — никого.

Несмотря на отсутствие в течение двадцати пяти лет (1983-2008) дзёданщиков-победителей Всеяпонского Чемпиона по Кендо, в середине 2000-х я самолично видел, что на самом деле в Японии огромное количество кенши разного уровня используют дзёдан, поэтому мне показалось, что наступил Дзёдан Ренессанс. Победа 2008 года только укрепила моё убеждение.

Ученица, с которой я начал повествование, была первой, которая попросила меня научить её дзёдану, но отнюдь не последней. В течение десяти лет я успешно обучил четверых учеников основам дзёдан. Из этого появилась необходимость разработать свою собственную методику обучения, поэтому в этой статье я постараюсь очень коротенько поделиться основными моментами. В конце я также хочу обсудить свой собственный опыт или прогресс в дзёдане, ведь как я могу обучать кого-то тому, чего не знаю сам?

* * *

N.B. Хочу сразу внести ясность, прежде чем мы мы двинемся дальше, так как я уверен, что найдутся люди, полные сомнений из разряда: если девушка, о которой шла речь, занималась всего лишь семь месяцев, то почему же я согласился обучать её дзёдану? Ответ очень прост — мы занимаемся 6 дней в неделю. А теперь умножьте это на два с половиной года, пока они не окончат школу, и это при условии, что они практикуют дзёдан в тандеме с чуданом, то вы сможете понять, почему я согласился. Эта девушка, кстати, успешно аттестовалась на сёдан и нидан (в чудане, конечно).

СРЕДА ОБУЧЕНИЯ

Прежде всего стоит упомянуть условия обучения / изучения, в рамках которых идет описание этой статьи. Во-первых, я не использовал дзёдан сам до того, но я постоянно в течение не менее десяти лет контактировал с опытными кенши, которые его использовали. Это способствовало тому, что я не только мог получить наставление напрямую, но имел возможность наблюдать дзёдан в действии и его объяснение, испытывать (отхватывать) удары на себе и в любой момент спросить совета. Я не использовал, ни начал обучать дзёдану с нуля, и не советовал бы кому-либо это делать.

Мои ученики (как впрочем и я) также много времени уделяют кендо. Естественно, это сильно сказывается на общей физической подготовке, фумикоми, теноучи, выносливости и устойчивости. Меня бы даже не посетила мысль обучать кого-то дзёдану, если бы они ходили на тренировки раз или два в неделю, только если их общий кендо уровень, а именно чудан, уже не был бы на очень достойном уровне.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Теперь я бы хотел очень кратко пройтись по этапам обучения дзёдану. Оговорюсь, что это очень обобщенный подход, более детальную версию я опишу в будущем.

ЧАСТЬ A — ОСНОВЫ

Если ученик просит обучить его дзёдану, первое с чего я начну — это работа над камае, движением ног и субури. Надев мен, им предется всё это сложить воедино и сделать ТОЛЬКО несколько кирикаеси, а потом вернуться обратно к чудану. Возможно, пройдёт три-четыре кейко прежде чем они перейдут к ударам мен, как описано в части Б ниже.

1. КАМАЕ

Существует несколько вариантов камае, но я всегда обучаю "классической" разновидности, в которой плечи расправлены и раскрыты, левая рука расположена впереди, или около, или над высотой левого глаза, тело, как и лицо смотрит прямо, а синай под 45 градусов. Правая рука не сжимает синай, а лишь слегка придерживает его. Со временем и опытом, я уверен, ученики приспособят камае под возможности своего тела, но поначалу я требую от них делать так как делаю я. Это ничем не отличается от моего преподавания чудан.

2. АСИСАБАКИ [движения ног]

Сразу после начала использования дзёдана положение ног (асигамае) меняется зеркально, поэтому при выполнении всех упражнений левая нога стоит впереди.

3. СУБУРИ

Сразу же начать делать все субури одной рукой — требовать слишком многого. Однако, принимая во внимание силу и выносливость учеников, я постепенно подвожу каждого из них к выполнению всех субури одной рукой.

В отличии от стандартных субури, которые выполняются с большим замахом, одноручные субури делаются немного иначе. Левая рука идет немного вниз по направлению уровня рта, затем следует выталкивание правой рукой с одновременным выпрямлением левой руки.

Конечно же стопы стоят зеркально.

4. КИРИКАЕСИ [медленно и без фумикоми]

Соединив все вышеописанное, я сразу же отправляю учеников выполнять медленное кирикаеси без фумикоми и без защиты, и это делается в начале каждой тренировки. Все удары пока наносятся двумя руками.

ЧАСТЬ Б —УЧИМСЯ НАНОСИТЬ УДАРЫ

После освоения базы в течении нескольких дней, мы переходим к работе над ударом мен. Тут же вскрываются следующие трудности — отсутствие привычки подставлять правую ногу, делать фумикоми левой ногой, и наносить одноручные удары, что по сути "ломает" привычное кендо.

Если делать всё описанное одномоментно, то это неотвратимо приведет "каше" и уверенность учеников сильно поубавится. Именно поэтому у меня в арсенале несколько подводящих шагов, через которые все ученики проходят, прежде чем перейти только к одноручным ударам с левой ногой впереди.

1. МОРОТЕ-МЕНУЧИ ИЗ ДЗЁДАН С ПРАВОЙ НОГОЙ ВПЕРЕДИ [двуручный]

Это упражнение для работы над дистанцией, теноучи и положением тела, а также общим представлением как наносятся удары из дзёдан. Достаточно простое в усвоении, даже неопытный ученик в силах его освоить. Поначалу я использую эту комбинацию для упражнения, при котором удары наносятся в тайминге маятника.

2. КАТАТЕ-МЕНУЧИ ИЗ ДЗЁДАН С ПРАВОЙ НОГОЙ ВПЕРЕДИ
[одноручный]

Отсюда и начинаются сложности. Скорее всего удары будут очень легкими и слишком глубокими. Синай может отскакивать или соскальзывать после удара. Часто будут промахи. Левая рука может смещаться в воздухе во время удара.

На этом этапе я уделяю много времени отработке самого удара (левый кулак идет вниз, правая рука выталкивает синай вперёд), положению левой руки в момент удара, пониманию правильной дистанции, и самое главное — контроль за подбородком, чтобы он всегда был втянут.

Поначалу ученики делают по два двуручных удара маятником и следующий одноручный. Как только нарисовывается прогресс, количество двуручных ударов сокращается, чтобы полностью перейти на одноручные удары.

Несколько недель занимает у учеников отработка указанных выше упражнений, пока я и они полностью не будут удовлетворены результатом тренировок.

3. КАТАТЕ-МЕНУЧИ ИЗ ДЗЁДАН С ЛЕВОЙ НОГОЙ ВПЕРЕДИ
[одноручный]

Раньше в эти базовые упражнения входил двуручный удар с левой ногой впереди, но я отбросил эту затею. Если ученики справляются с упражнениями достаточно хорошо, мы переходим к фумикоми левой ногой с подстановкой правой ноги.

Самое интересное начинается здесь! Прежде всего, дистанция немного отличается от вышеописанных ударов. Также появляется подстановка правой ноги, которая поначалу будет недостаточной для нормального удара. Более того удары будут очень слабыми из-за отсутствия фумикоми.

Точно также как мы делали в случае первого и второго упражнения, мы делаем второе упражнение в виде маятника с подводкой к третьему. Если ученику удаётся нанести хороший одноручный удар с правой ногой впереди, то они должны стремится к такому же результату с левой.

ЧАСТЬ В — ПЕРЕЖИДАНИЕ

К моменту, когда ученики окончательно подошли к отработке базового одноручного удара мен, я требую от них отбросить желание наносить другие удары и сконцентрироваться только на этом ударе. Когда их товарищи практикуют мен, коте, до, цуки из чудана, всё что они делают — катате-мен. В то время, как их товарищи делают одзи-вадза из чудана, они делают катате-мен. И так далее. И только так, никак иначе. Если делается учикомигейко или какаригейко, то только одноручный мен.

Отработка только удара мен продолжается в течение полугода (не забываем — шесть дней в неделю), конечно же учитывая предыдущий опыт конкретного ученика. Как быть с сиаями? Они не будут участвовать, пока я не буду удовлетворён их результатом. Это часть соглашения. У учеников старшей школы в запасе только лишь два с половиной года активных тренировок до её окончания, поэтому для них согласиться полгода тренировать одну единственную технику может стать очень трудным решением.

Дзигейко используя дзёдан, кстати, я не разрешаю как минимум в течение двух или трех месяцев, да и то поначалу только со мной или или другими кенши моего уровня. При этом, им пока ещё только разрешено делать одноручный мен или двуручные мен либо коте, поэтому я часто наношу им цуки и веду поединок в очень жесткой манере, пока они находятся в неравном положении. Поначалу многие впадают в ступор и стараются защищаться или отступать, но со временем они (я надеюсь) научатся идти вперёд, игнорируя постоянно прилетающие удары.

Я считаю, что всё то, что произойдёт с ними в течение этих шести месяцев, определит будущее их как дзёданщиков, поэтому я не спешу, концентрирую их на правильной технике и воспитываю в них уверенность.

ЧАСТЬ Г — КАК ПРИНИМАТЬ УДАРЫ

Описанные полгода в ЧАСТИ В — хорошая возможность для начинающего дзёданщика научиться принимать удары в этой стойке. Несмотря на то, что они практикуют только удар мен, их товарищи всё также практикуют разнообразные техники, что будет являться хорошим подспорьем для них освоить как бить кого-то в дзёдан-но-камае. Если кто-либо у вас в клубе использует дзёдан, то это несомненно будет огромным бонусом использовать такого оппонента в качестве мотодачи.

Дистанция – и какарите и мотодачи дзёданщик начинают с чудана на расстоянии исоку-ито-но-ма, затем мотодачи принимает дзёда с шагом назад, увеличивая дистанцию.

Мен – опустите обе руки вниз и откройте мен для удара.

Коте – стоя в камае принимайте удары в оба коте. Потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к ударам в левое коте, но это необходимо перетерпеть. Также следует помнить, что удары по предплечьям — частое дело, нужно научится не обращать на это внимание.

До – стоя в камае, позволяйте ударить как в правое, так и в левое до.

Цуки – стоя в камае, втяните подбородок и принимайте цуки. Дзёданщик должен уметь принимать мощный цуки, и в случае промаха не жаловаться.

Совершенно ничего сложного в этом нет. С повышение уровня я добавляю контратаки одной рукой при определённых обстоятельствах.

ЧАСТЬ Д — ОСНОВНЫЕ ВАДЗА

Как только мощный одноручный удар вкупе со сносным фумикоми левой ногой и подстановкой правой ноги достигнуты, я понемногу начинаю добавлять базовые техники. Лаконичности ради, проще ознакомиться со списком ниже, чем описывать каждую технику по-отдельности:

СИКАКЕ-ВАДЗА:
  • Мороте коте;
  • До;
  • Мороте цуки;
  • Мен о мисете ⇥ коте;
  • Коте / до о мисете ⇥ мороте мен;
  • Хараи-мороте-мен.

ОДЗИ-ВАДЗА:
  • Дебана мен [против мен и/или коте];
  • Коте нуки мен;
  • Коте отоси мен.

Если ученики смогли забраться так далеко (вне зависимости освоили ли они или нет вышеописанные вадза хорошо), то можно сказать, что они достигли или на пути к достойному уровню дзёдана. Начиная с этого момента я разрешаю им участвовать в соревнованиях, а любое кейко происходит исключительно из дзёдана.

ЧАСТЬ Е — КАТАТЕ КОТЕ


Я оставил эту технику напоследок, и на то есть причина — одноручный коте очень непрост в освоении. Техника сложна сама по себе, а некоторые способы исполнения находятся вне нормальной логики даже для умудрённых опытом кенши. Тем немее, освоение этой техники необходимо, чтобы стать полноценным дзёданщиком.

В случае моих учеников у нас только два с половиной года на её освоение, чего недостаточно, чтобы освоить в совершенстве. Для начала я сосредотачиваюсь на форме, катате-мен, фумикири, фумикоми и дистанции. После этого я добавляю вадза, которые много проще освоить и использовать. И только после всего этого мы переходим к обучению удару катате коте.

1. БАЗОВЫЙ ОДНОРУЧНЫЙ КОТЕ [прямой]

Обучение базовому одноручному коте строится примерно также как и для мен. Мотодачи открывает коте также, как и для чудан, а дзёданщик выбрасывает левую руку, толкая рукоять правой. Траектория удара должна быть направлена прямо вниз по центру, при этом левая рука должна быть вытянута (даже слишком вытянута) в момент удара. По завершению удара синай должен слегка отскочить вверх. Нанося катате-коте не нужно кидаться вперёд в тайатари или ещё как, достаточно сделать один или два естественных шага вперёд.

Учитывая, что одноручный удар мен уже освоен, постижение этой техники не должно составить труда. Однако, эту технику практически невозможно применить в дзигейко, поэтому удар должен отрабатываться качестве маятника для упражнения на освоение одноручного коте.

* * *

На самом деле, я бы советовал добавлять именно такое упражнение, когда одноручный мен должным образом усвоен, чтобы ученики начинали привыкать наносить удары, находящиеся много ниже привычного.

2. ШАГ В СТОРОНУ И УДАР ВНИЗ [диагональный]

Следующим этапом мотодачи должен принять что-то вроде сейган-но-камае (обычное, но ошибочное, обозначение для изменённого чудана, когда он противостоит дзёдану), этого достаточно. Мотодачи не должен специально открывать коте, чтобы принять удар правое коте. Для начальной отработки я не советую принимать очень защитную позицию в отношении правого коте, так как какарите дзёданщик не сможет нормально наносить удары, однако, постепенно в ходе освоения техники защита должна усиливаться.

Из позиции дзёдан нужно сделать шаг влево по диагонали до точки, в которой из-за кончика кенсена мотодачи видна цель. Одновременно с шагом левый кулак опускается по диагонали налево, именно в этот момент необходимо повернуть запястье вправо и по диагонали вниз нанести удар коте.

Так как легко понять, что вы задумали, двигаясь влево, то этот метод мало эффективен в кейко, если только не двигаться очень быстро.

3. ЗАКРУЧИВАНИЕ ЗАПЯСТЬЕМ И ШЛЕПОК ВНИЗ [s-образный]

Довольно-таки сложно объяснить простым языком, как наносить данный удар. Лучшее посмотреть данное видео с 6:05 минуты, в котором показывается обводка запястьем на примере катате-коте Чиба сенсея. Коте Сёдая несомненно является вариацией на шлепок вниз.

МОЙ ОПЫТ

После первоначального скрупулёзного изучения, планирования и претворения в жизнь программы обучения дзёдану шаг-за-шагом более десяти лет назад, я продолжил эксперементировать и улучшать сам процесс, работая в слаженной команде с моими учениками. Не стоит даже говорить, что каждый из моих четверых дзёдан учеников был по-своему индивидуален и для каждого обучение происходило с учетом его особенностей.

В процессе их обучения я также принимал дзёдан, по крайней мере поначалу. Как только они достигали ЧАСТИ Д, описанной выше, я возвращался обратно в чудан и концентрировался на том, чтобы быть им хорошим партнером ПРОТИВ дзёдана. Иными словами, я оставил возможность им самим научиться побеждать меня (потому что победить других учеников — задача намного легче). Поначалу, будем честны, было очень легко выбить из них весь дух… и я, признаюсь, делал это! Со временем, когда их ощущение дзёдана стало получше, они стали реже проигрывать и чаще наносить мощные удары мне. Пару из них приноровились к дзёдану настолько, что к моменту окончания старшей школы я с трудом мог нанести им удар.

Таким образом, за прошедшее десятилетие я практиковал дзёдан по чуть-чуть то там, то тут, и в основном это сводилось к отработке катате-мен-учи с левой ногой впереди. Я не уделял должного внимания дзигейко. Около года назад всё изменилось.

Я занимаюсь кендо уже четверть века. С течением времени становится всё труднее отслеживать свой прогресс. Промежутки между аттестациями становятся больше, и я не участвую больше в сиаях, поэтому трудно объективно оценивать свой уровень. Я не уверен почему, но во время обучения моего последнего ученика дзёдану я решил, что настало время и стал заниматься дзёданом более серьёзно. Если я не могу расти, то я смогу изменяться, подумалось мне.

Поэтому за прошедший год я использовал дзёдан во время каждой школьной тренировки. Когда-то это занимало 20% времени, в другие дни доходило до 90% от все тренировки. Поначалу дзигейко в дзёдан для меня было пыткой, но теперь иначе не могу. Я стал принимать участи в дзигейко с учениками из других школ и иногда со взрослыми. Я пока ещё не готов полностью выложиться в моих кейко со взрослыми, но надеюсь, что скоро получится (когда фумикоми левой ногой и катате-коте будет достаточного уровня).

Сейчас мой дзёдан недостаточно хорош. Так как у меня нет желания использовать дзёдан повсеместно, он и не должен становиться великолепным. Но будучи учителем, я определённо знаю, что должен достичь уровня много выше среднего, чтобы быть идеалом для моих будущих учеников, которые примут дзёдан. Будучи кенши, попытка изучения дзёдана просто бесценна, поэтому я рекомендую всем потратить несколько лет на постижение этой стойки. Конечно же, предостережение, чтобы не нахвататься по верхам или же вообще не нахвататься, лучше начинать изучение этой стойки, после постижения чудана на достойном уровне.

С прицелом на дзёдан я поставил очень сложную задачу для себя — достичь того уровня, что когда-нибудь в будущем я смогу использовать эту стойку в Киото Тайкай. Иппон-ме в чудан, а нихон-ме в дзёдан. Смогу ли я отточить своё мастерство до этого уровня — сорный вопрос, но я постараюсь. На данный момент я отвожу на это ещё десятилетие…

Перевод подготовлен специально для КАМИНАРИКАН. Оригинальная статья была опубликована на kenshi247.net 4 февраля 2019.