СТАТЬЯ
Письменный экзамен по кендо
С 2019 года у нас новые экзаменационные требования к соискателям на степени дан по кендо. С этого момента в дополнение к стандартному кирикаеси, тачиай кейко и кендо-ката добавляется письменный экзамен. Экзамен будет включать в себя комбинации из представленных ниже вопросов:

  1. Опишите основные способы перемещения в кендо?
  2. Опишите основные виды дистанции в кендо?
  3. Опишите основные условия yuko-datotsu?
  4. Опишите состав shikake-waza?
  5. Опишите известные виды поединков [keiko]?
  6. Опишите требования к выполнению выпада при совершении удара?
  7. Опишите состав oji-waza?
  8. Опишите Ваше понимание термина mittsu-no-sen?
  9. Опишите Ваше понимание трёх способов правильной атаки на противника [san-sappo] и трёх видов давления на противника [seme]?
  10. Опишите Ваше понимание термина shi-kai?
  11. Опишите Ваше понимание термина shin-ki-ryoku-itchi?
  12. Опишите Ваше понимание термина shu-ha-ri?

В этой статье я постараюсь рассмотреть общую интерпритацию данных вопросов, собрав ответы, опубликованные на популярных кендо ресурсах, и своё понимание воедино.

1. ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В КЕНДО

Перемещение в кендо называется ashi-sabaki. Существует пять видов ashi-sabaki в кендо: (i) suri-ashi, (ii) okuri-ashi, (ii) tsugi-ashi, (iv) ayumi-ashi, (v) hiraki-ashi.

Suri-ashi — это способ, с помощью которого осуществляются все движения ног в кендо. Это скользящее перемещение.

Okuri-ashi — это наиболее важный ashi-sabaki в кендо. Он также самый сложный. Поэтому мы не должны пренебрегать okuri-ashi. В этой работе ног правая нога впереди, левая сзади, левая пятка слегка приподнята. Когда мы хотим пойти вперед, мы сначала передвигаем переднюю ногу. Когда мы хотим пойти назад, мы сначала передвигаем заднюю ногу. В okuri-ashi задняя нога никогда не выходит за переднюю и наоборот. При этом неважно, задней является левая нога или правая.

Tsugi-ashi — в этой работе ног задняя нога двигается первой и останавливается до того, как выйдет за пределы передней.

Ayumi-ashi — мы фактически можем перемещать ноги так, как мы это делаем при обычной ходьбе, только в suri-ashi (скользящий шаг). Как обычная ходьба, только со скольжением.

Hiraki-ashi — предназначен для того, чтобы поменять направление тела с помощью поворота на одной ноге. Из базовой стойки сделайте шаг правой ногой по диагонали и приставьте левую. Переместитесь влево по диагонали, начиная с левой ноги, и приставьте правую. При этом равая нога становится задней. Переместитесь обратно как в первом движении.

2. ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИСТАНЦИИ В КЕНДО

Issoku-itto-no-maai [issoku-itto-no-ma]: Это та дистанция с которой мы можем нанести удар противнику используя один шаг и можем избежать удара противника отступив на один шаг назад.

Chikai-maai [chika-ma]: Близкая дистанция, на которой мы подходим ближе к противнику, чем на issoku-itto-no-ma, и оказываемся на chika-ma. Мы можем с лёгкостью нанести удар противнику, но и противник может с лёгкостью нанести нам удар.

Toi-maai [toh-ma]: Дистанция за пределами issoku-itto-no-ma. Мы не можем достать до противника, а противник не может достать до нас. В целом наш shinai и shinai противника не пересекаются.

Uchi-ma: дистанция с которой (в прямом смысле) наносится удар.

Yokote-maai [yokote-no-maai]: В области kensaki (kissaki) меча есть часть под названием yokote. Линия, называемая yokote-suji, находится чуть ниже kensaki - если мы находимся на дистанции, на которой yokote нашего меча и меча нашего противника пересекаются, то такая дистанция называется yokote-no-maai.

Koujin-no-maai: Koujin — означает скрещенные клинки. Соответственно, если наш меч и меч противника начинают пересекаться, то такая дистанция называется koujin-no-maai. Для этой дистанции допустимо, чтобы наш kensaki пересекал kensaki противника примерно на 10 cm.

Shokujin-no-maai: Shokujin — означает соприкасающиеся клинки. Kensaki нашего меча и меча противника дожны соприкасаться. Как только один из kensaki пересекает дистанцию shokujin-no-maai по направлению вперёд, мы находимся на дистанции koujin-no-maai.

3. ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ YUKO-DATOTSU

Нанесение правильного удара. Правильный удар, который считается ippon. В соотвествии с правилами, waza считается выполненной, когда соблюдены следующие условия при её выполнении: (i) показана полнота духа и (ii) правильная осанка, (iii) удар нанесён в datotsu-bui (зону удара) противника правильной частью своего shinai, (iv) используя привильный ha-suji (угол реза), и (v) продемонстрирован zan-shin.

4. ОПИШИТЕ СОСТАВ SHIKAKE-WAZA

Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим подробным руководством по кендо техникам.

5. ОПИШИТЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВИДЫ ПОЕДИНКОВ [KEIKO]

Kihon-geiko: Это означает «тренировка основам», то бишь мы учимся выполнять базовые движения, техники кендо.

Uchikomi-geiko: В uchikomi мы постоянно наносим удары по целям, которые нам открывает motodachi, то есть по открытым зонам. Удары должны быть большими и хорошо выполненными.

Kakari-geiko: В kakari-geiko kakarite наносит маленькие удары motodachi. В отличие от uchikomi-geiko, в kakari-geiko kakarite может открывать зоны для удара самостоятельно.

Ji-geiko: Переводится как свободный тренировочный поединок. Ji означает «основной» в переводе с японского. Таким образом, мы должны тренировать основы своей настоящей силы (физической и ментальной). пробуя наносить хорошие правильные удары, чтобы тренировать свою настоящую силу и отрабатывать техники во время свободного поединка.

6. ОПИШИТЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПАДА ПРИ СОВЕРШЕНИИ УДАРА

Натяните (напрягите) заднюю ногу со слегка оторванной пяткой от пола, расслабьте переднюю ногу в колене, толкните своё тело вперёд, сохраняя вертикальное положение тела.

7. ОПИШИТЕ СОСТАВ OJI-WAZA

Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим подробным руководством по кендо техникам.

8. ОПИШИТЕ ВАШЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА MITTSU-NO-SEN

Это означает три sen. Три возможности (во времени), когда мы можем совершить атаку. Термин mittsu-no-sen включает в себя (i) sen-sen-no-sen, (ii) sen-no-sen, and (iii) go-no-sen. И расшифровывается как (i) иницирование атаки, результатом которой является ошибка противника - suki (открытие зоны для удара), по которой наносится удар, (ii) нанесение удара в момент атаки противника и (iii) нанесение удара вслед за иницированием противником атаки, соответственно.

9. ОПИШИТЕ ВАШЕ ПОНИМАНИЕ ТРЁХ СПОСОБОВ ПРАВИЛЬНОЙ АТАКИ НА ПРОТИВНИКА [SAN-SAPPO] И ТРЁХ ВИДОВ ДАВЛЕНИЯ НА ПРОТИВНИКА [SEME]

Простой перевод слова seme означает атаковать. Даже когда вы физически не наносите удар, но ментально оказываете давление на своего оппонента, это тоже называется seme. San-sappo или san-satsu – это три вещи, которые нужно победить: (i) победить меч противника: необходимо убрать меч противника с центральной линии. Пока противник держит меч на центральной линии, невозможно наносить удары. Поэтому необходимо использовать все виды техник, чтобы убрать меч противника с центра; (ii) победить техники противника: убедитесь в том, что у противника нет возможности совершить атаку. Можно инициировать движение, предугадывая движения противника. Соответственно, противник не будет иметь никакой возможности применить на свою технику. В результате противник сам предоставит возможность нанести удар по нему; (iii) победить ki противника: необходимо обескуражить своего противника. Как это сделать? Можно попытаться казаться больше и сильнее. Или оказывать давление (ki) на противника. Во время сражения за центр, нужно спровоцировать shikai в сознании противника. Также это можно сделать, победив меч и техники противника.

10. ОПИШИТЕ ВАШЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА SHI-KAI

Shi — означает "четыре". Kai — это что-то, что вы учитесь не делать или чему уделяете внимание, чтобы не совершать ошибку; запрет. Можно назвать это «четыре запрета» в кендо. Shi-kai необходим для того, чтобы не держать сознание ни в одном из следующих состояний: kyo, ku, gi, waku.

Kyo — означает "удивление". Если мы удивились, вероятно, у на какое-то мгновение перехватит дыхание, глаза широко раскроются и мы прекратим движение. Мы не должны этого делать в кендо, иначе наш противник сможет с лёгкостью совершить атаку.

Ku — означает "страх". Если мы боимся противника, то не можем двигаться из-за страха, который ощущаем.

Gi — означает "сомнение". Если нас посещает сомнение в движениях противника, то не будем иметь возможности решить, как на них отреагировать. Более того, если мы сомневаемся в себе, своих решениях или действиях, то мы не сможем сражаться хорошо.

Waku — означает "замешательство" или "волнение". Сосстояние замешательства или волнения, которое мешает принять решение, и что не позволяет сфокусироваться на противнике. В результате противник будет действовать точнее.

11. ОПИШИТЕ ВАШЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА SHIN-KI-RYOKU-ITCHI

Путь, на котором каждый человек, используя shinai, развивает свое сознание (себя) с намерением shin-ki-ryoku-itchi (слияние сознания, духа и техники). Shinai не должен быть направлен только на противника, но и на самого его владельца. Таким образом, главной целью обучения является поощрение слияния разума, тела и синая через тренировки кендо.

12. ОПИШИТЕ ВАШЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА SHU-HA-RI

Shu-ha-ri — это концепция в кендо и описание этапов обучения, согласно которым существует понятие о трёх шагах.

Shu — означает "следовать". Первый шаг, на котором необходимо заучивать всё точно так, как показывает учитель. Требуется много лет тренироваться, чтобы освоить правильно базу для перехода на следующую ступень.

Ha — означает "прорываться". Второй шаг, на котором нужно освободиться от следования учению учителя и перейти к изучению новых вещей самостоятельно через других людей. Когда база освоена, необходимо приступить к изучению чего-то более сложного, чтобы развивать себя физически и духовно в естественном ходе вещей.

Ri — означает "отделяться". Третий шаг, на котором нужно переосмыслить всё, что изучалось раньше и создать своё собственное понимание принципов. Это этап самостоятельности.

Письменный экзамен по кендо

С 2019 года у нас новые экзаменационные требования к соискателям на степени дан по кендо. С этого момента в дополнение к стандартному кирикаеси, тачиай кейко и кендо-ката добавляется письменный экзамен. Экзамен будет включать в себя комбинации из представленных ниже вопросов:

  1. Опишите основные способы перемещения в кендо?
  2. Опишите основные виды дистанции в кендо?
  3. Опишите основные условия yuko-datotsu?
  4. Опишите состав shikake-waza?
  5. Опишите известные виды поединков [keiko]?
  6. Опишите требования к выполнению выпада при совершении удара?
  7. Опишите состав oji-waza?
  8. Опишите Ваше понимание термина mittsu-no-sen?
  9. Опишите Ваше понимание трёх способов правильной атаки на противника [san-sappo] и трёх видов давления на противника [seme]?
  10. Опишите Ваше понимание термина shi-kai?
  11. Опишите Ваше понимание термина shin-ki-ryoku-itchi?
  12. Опишите Ваше понимание термина shu-ha-ri?

В этой статье я постараюсь рассмотреть общую интерпритацию данных вопросов, собрав ответы, опубликованные на популярных кендо ресурсах, и своё понимание воедино.

1. ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В КЕНДО

Перемещение в кендо называется ashi-sabaki. Существует пять видов ashi-sabaki в кендо: (i) suri-ashi, (ii) okuri-ashi, (ii) tsugi-ashi, (iv) ayumi-ashi, (v) hiraki-ashi.

Suri-ashi — это способ, с помощью которого осуществляются все движения ног в кендо. Этоскользящее перемещение.

Okuri-ashi — это наиболее важный ashi-sabaki в кендо. Он также самый сложный. Поэтому мы не должны пренебрегать okuri-ashi. В этой работе ног правая нога впереди, левая сзади, левая пятка слегка приподнята. Когда мы хотим пойти вперед, мы сначала передвигаем переднюю ногу. Когда мы хотим пойти назад, мы сначала передвигаемзаднюю ногу. В okuri-ashi задняя нога никогда не выходит за переднюю и наоборот. При этом неважно, задней является левая нога или правая.

Tsugi-ashi — в этой работе ног задняя нога двигается первой и останавливается до того, как выйдет за пределы передней.

Ayumi-ashi — мы фактически можем перемещать ноги так, как мы это делаем при обычной ходьбе, только в suri-ashi (скользящий шаг). Как обычная ходьба, только со скольжением.

Hiraki-ashi — предназначен для того, чтобы поменять направление тела с помощью поворота на одной ноге. Из базовой стойки сделайте шаг правой ногой по диагонали и приставьте левую. Переместитесь влево по диагонали, начиная с левой ноги, и приставьте правую. При этом равая нога становится задней. Переместитесь обратно как в первом движении.

2. ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИСТАНЦИИ В КЕНДО

Issoku-itto-no-maai [issoku-itto-no-ma]: Это та дистанция с которой мы можем нанести удар противнику используя один шаг и можем избежать удара противника отступив на один шаг назад.

Chikai-maai [chika-ma]: Близкая дистанция, на которой мы подходим ближе к противнику, чем на issoku-itto-no-ma, и оказываемся на chika-ma. Мы можем с лёгкостью нанести удар противнику, но и противник может с лёгкостью нанести нам удар.

Toi-maai [toh-ma]: Дистанция за пределами issoku-itto-no-ma. Мы не можем достать до противника, а противник не может достать до нас. В целом наш shinai и shinai противника не пересекаются.

Uchi-ma: дистанция с которой (в прямом смысле) наносится удар.

Yokote-maai [yokote-no-maai]: В области kensaki (kissaki) меча есть часть под названием yokote. Линия, называемая yokote-suji, находится чуть ниже kensaki - если мы находимся на дистанции, на которой yokote нашего меча и меча нашего противника пересекаются, то такая дистанция называется yokote-no-maai.

Koujin-no-maai: Koujin — означает скрещенные клинки. Соответственно, если наш меч и меч противника начинают пересекаться, то такая дистанция называется koujin-no-maai. Для этой дистанции допустимо, чтобы наш kensaki пересекал kensaki противника примерно на 10 cm.

Shokujin-no-maai: Shokujin — означает соприкасающиеся клинки. Kensaki нашего меча и меча противника дожны соприкасаться. Как только один из kensaki пересекает дистанцию shokujin-no-maai по направлению вперёд, мы находимся на дистанции koujin-no-maai.

3. ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ЮКО-ДАТОЦУ

Нанесение правильного удара. Правильный удар, который считается ippon. В соотвествии с правилами, waza считается выполненной, когда соблюдены следующие условия при её выполнении: (i) показана полнота духа и (ii) правильная осанка, (iii) удар нанесён в datotsu-bui (зону удара) противника правильной частью своего shinai, (iv) используя привильный ha-suji (угол реза), и (v) продемонстрирован zan-shin.

4. ОПИШИТЕ СОСТАВ СИКАКЕ-ВАДЗА

Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим подробным руководством по кендо техникам.

5. ОПИШИТЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВИДЫ ПОЕДИНКОВ

Kihon-geiko: Это означает «тренировка основам», то бишь мы учимся выполнять базовые движения, техники кендо.

Uchikomi-geiko: В uchikomi мы постоянно наносим удары по целям, которые нам открывает motodachi, то есть по открытым зонам. Удары должны быть большими и хорошо выполненными.

Kakari-geiko: В kakari-geiko kakarite наносит маленькие удары motodachi. В отличие от uchikomi-geiko, в kakari-geiko kakarite может открывать зоны для удара самостоятельно.

Ji-geiko: Переводится как свободный тренировочный поединок. Ji означает «основной» в переводе с японского. Таким образом, мы должны тренировать основы своей настоящей силы (физической и ментальной). пробуя наносить хорошие правильные удары, чтобы тренировать свою настоящую силу и отрабатывать техники во время свободного поединка.

6. ОПИШИТЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПАДА ПРИ СОВЕРШЕНИИ УДАРА

Натяните (напрягите) заднюю ногу со слегка оторванной пяткой от пола, расслабьте переднюю ногу в колене, толкните своё тело вперёд, сохраняя вертикальное положение тела.

7. ОПИШИТЕ СОСТАВ ОДЗИ-ВАДЗА

Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим подробным руководством по кендо техникам.

8. ОПИШИТЕ ВАШЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА МИЦУ-НО-СЕН

Это означает три sen. Три возможности (во времени), когда мы можем совершить атаку. Термин mittsu-no-sen включает в себя (i) sen-sen-no-sen, (ii) sen-no-sen, and (iii) go-no-sen. И расшифровывается как (i) иницирование атаки, результатом которой является ошибка противника - suki (открытие зоны для удара), по которой наносится удар, (ii) нанесение удара в момент атаки противника и (iii) нанесение удара вслед за иницированием противником атаки, соответственно.

9. ОПИШИТЕ ВАШЕ ПОНИМАНИЕ ТРЁХ СПОСОБОВ ПРАВИЛЬНОЙ АТАКИ НА ПРОТИВНИКА [САН-САППО] И ТРЁХ ВИДОВ ДАВЛЕНИЯ НА ПРОТИВНИКА [СЕМЕ]

Простой перевод слова seme означает атаковать. Даже когда вы физически не наносите удар, но ментально оказываете давление на своего оппонента, это тоже называется seme. San-sappo или san-satsu – это три вещи, которые нужно победить: (i) победить меч противника: необходимо убрать меч противника с центральной линии. Пока противник держит меч на центральной линии, невозможно наносить удары. Поэтому необходимо использовать все виды техник, чтобы убрать меч противника с центра; (ii) победить техники противника: убедитесь в том, что у противника нет возможности совершить атаку. Можно инициировать движение, предугадывая движения противника. Соответственно, противник не будет иметь никакой возможности применить на свою технику. В результате противник сам предоставит возможность нанести удар по нему; (iii) победить ki противника: необходимо обескуражить своего противника. Как это сделать? Можно попытаться казаться больше и сильнее. Или оказывать давление (ki) на противника. Во время сражения за центр, нужно спровоцировать shikai в сознании противника. Также это можно сделать, победив меч и техники противника.

10. ОПИШИТЕ ВАШЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА СИ-КАЙ

Shi — означает "четыре". Kai — это что-то, что вы учитесь не делать или чему уделяете внимание, чтобы не совершать ошибку; запрет. Можно назвать это «четыре запрета» в кендо. Shi-kai необходим для того, чтобы не держать сознание ни в одном из следующих состояний: kyo, ku, gi, waku.

Kyo — означает "удивление". Если мы удивились, вероятно, у на какое-то мгновение перехватит дыхание, глаза широко раскроются и мы прекратим движение. Мы не должны этого делать в кендо, иначе наш противник сможет с лёгкостью совершить атаку.

Ku — означает "страх". Если мы боимся противника, то не можем двигаться из-за страха, который ощущаем.

Gi — означает "сомнение". Если нас посещает сомнение в движениях противника, то не будем иметь возможности решить, как на них отреагировать. Более того, если мы сомневаемся в себе, своих решениях или действиях, то мы не сможем сражаться хорошо.

Waku — означает "замешательство" или "волнение". Сосстояние замешательства или волнения, которое мешает принять решение, и что не позволяет сфокусироваться на противнике. В результате противник будет действовать точнее.

11. ОПИШИТЕ ВАШЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА СИН-КИ-РЁКУ-ИЧИ

Путь, на котором каждый человек, используя shinai, развивает свое сознание (себя) с намерением shin-ki-ryoku-itchi (слияние сознания, духа и техники). Shinai не должен быть направлен только на противника, но и на самого его владельца. Таким образом, главной целью обучения является поощрение слияния разума, тела и синая через тренировки кендо.

12. ОПИШИТЕ ВАШЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА СУ-ХА-РИ

Shu-ha-ri — это концепция в кендо и описание этапов обучения, согласно которым существует понятие о трёх шагах.

Shu — означает "следовать". Первый шаг, на котором необходимо заучивать всё точно так, как показывает учитель. Требуется много лет тренироваться, чтобы освоить правильно базу для перехода на следующую ступень.

Ha — означает "прорываться". Второй шаг, на котором нужно освободиться от следования учению учителя и перейти к изучению новых вещей самостоятельно через других людей. Когда база освоена, необходимо приступить к изучению чего-то более сложного, чтобы развивать себя физически и духовно в естественном ходе вещей.

Ri — означает "отделяться". Третий шаг, на котором нужно переосмыслить всё, что изучалось раньше и создать своё собственное понимание принципов. Это этап самостоятельности.