МЕНЮ
Преподавание кендо следующим поколениям
часть II
ОБУЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КЕНДО

Развитие нашего сознания тесно связано с уровнем нашего взросления и зрелости, а в идеале наше сознание должно наполняться содержанием, которое изменяется на различных этапах его становления. Учителя должны быть очень осторожны, дабы не создавать препятствия или задерживать развитие сознания учащихся.

НАЧАЛО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И ЗАКАЛКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Пословица «аs the boy, so the man» (Дословный перевод этой пословицы, к сожалению, не передаёт заложенный в неё смысл. В русском языке есть похожая пословица – «Что посеешь, то и пожнёшь». Я могу предложить свой перевод пословицы, чтобы сохранить изначальный смысл – «Что посеешь в детстве, то и пожнёшь в зрелости» – прим. авт. пер.) напоминает нам о важности дисциплины среди детей. Однако в последнее время мне кажется, что многие родители чрезмерно оберегают своих чад, и этим, очевидно, приносят своим детям больше вреда, чем пользы. Во все времена дети считались родителями даром небесным, но это не означало, что в прошлом родители без ума любили своих чад настолько, что этим их портили. Родители прошлого растили своих детей в строгой дисциплине и заботе об их будущем. Восточная и западная культуры сходятся в одном мнение, что внутренний потенциал ребёнка к самостоятельному развитию и росту лучше всего раскрывается при условии соблюдения в детском возрасте баланса родительской любви и дисциплины. Поэтому детям следует прививать правильную дисциплину с самого раннего возраста и хвалить за хорошее поведение. Если хвалить ребёнка, который ведёт себя хорошо, ребёнок научится пониманию, что есть правильное поведение, и будет дальше вести себя таким образом, дабы получить похвалу вновь. Это основа становления характера. Вместе с тем очень важно, чтобы родители демонстрировали вежливость и хорошие манеры дома, становясь для детей примером для подражания. Когда дети переживают этап переходного возраста, родителям следует в императивной форме настаивать на хороших манерах и личной ответственности. Неприемлемое поведение не должно поощряться, но, с другой стороны, родители должны стараться избегать чрезмерной поддержки своих детей по жизни, ибо это может зарубить на корню развитие самостоятельности их ребёнка.

Кендо может привить дисциплину маленьким детям. Значит целью тренировок не должно быть только обучение техникам, так же как выученные техники не должны служить только основой для состязания с другими. Чтобы с помощью кендо получались выдающиеся молодые люди, мы должны обучать их в детском возрасте хорошим манерам и сердечной доброте. Как молодому побегу, чтобы вырастить сильные корни и пустить их глубоко, требуется хорошая почва; так и при дурном влиянии и искушениях, поджидающих по жизни, ребёнка воспитать – непосильная задача. Именно поэтому я считаю, что не следует проводить соревнования по кендо среди детей, из-за негативного влияния победы или поражения, которое может сказаться на юных неокрепших умах.

Если мы будем хвалить детей, когда они показывают хорошие манеры, держат правильную осанку, следят за действиями старших, то у них появится мотивация, и они будут с нетерпением ждать возвращения в додзё, и именно через такой процесс развития они научатся самодисциплине. Я искренне надеюсь, что кендо учителя воспитывают и хвалят своих учеников, а родители в свою очередь поддерживают учителей в их стараниях.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЮ ДОВЕРИЯ У ДЕТЕЙ

Дети податливы лишь очень непродолжительное время, поэтому лучше всего начинать воспитывать и тренировать их по возможности с самого раннего возраста, в общем, до того, как они начнут переход к подростковому возрасту. Разум подростка всегда старается хитрить и искать компромиссы, в то время как девственный разум маленького ребёнка более искренен и менее расчётлив. В предподростковом возрасте дети всё чаще ищут компании среди своих сверстников, нежели родителей, обеспокоенность которых в таком случае вполне уместна. В этот момент необходимо указать им на верный путь, который лучше всего выбрать для подготовки к взрослой жизни, а также поощрять их самостоятельность. Ребёнок в идеале должен испытать на себе открытые и приемлемые отношения, способствующие самосознанию и самоанализу, и при этом детям будет легче судить о своих собственных поступках и поведении, в тоже время чувствуя, что их ценят и им благодарны. Родители должны следить за тем, чтобы их дети не поддавались негативному влиянию плохого поведения и отношения их самих, что может привести детей к опасениям или потере уверенности в себе.

Люди, начинающие заниматься кендо в детском возрасте, должны быть осведомлены, что на уровне ньумон-ки необходимо просто лишь правильно изучать основы. Следовательно, учителя должны уделять меньше внимания соревновательной составляющей, и больше признавать и хвалить попытки детей, старающихся изучать основы правильно. Естественно, тренировки в этот период не всегда увлекательные, и молодые ученики не всегда в состоянии осознавать свой прогресс, поэтому очень важно, чтобы учителя воодушевляли своих маленьких учеников чувствовать удовлетворение от полной самоотдачи во время атаки мотодачи, чувствовать победу над собой во время выполнения тяжёлого кирикаэси и учикоми. Уверенность и чувство собственного достоинства укрепится, если учитель будет высоко оценивать их усилия.

Когда ученики успешно сдают экзамены на кю или дан, учителя должны обращать их внимание на процесс обучения, способствовавший успешной сдачи экзамена, а не просто быть довольными их результатами. В кендо мы достигаем прогресса с помощью нашего учителя, или мотодачи, или партнёров по тренировке, а не только благодаря лишь своим усилиям. Следовательно, мы должны поблагодарить этих людей, также, как и поздравить самих себя. Как только ученики поймут и признают, что взаимное уважение и поддержка – это краеугольный камень прогресса в кендо, тогда благодаря поддержке их учителя они, наконец, смогут понять, что только начали «действительно» заниматься кендо. Разумеется, это лишь самое начало, и многие наставления для молодых кенши на пути их самовоспитания останутся прежними. Если, скажем, получение дана в средней школе или победа в сиае в старшей школе для молодого кенши является кульминацией обучения кендо, то эти мимолётные достижения скоро забудутся вместе с тяжёлыми усилиями, потраченными на достижение таких результатов. Синса и сиай всего лишь две маленьких грани необъятного кендо, отполировать которые с точки зрения совершенствования самосознания то же самое, что увидеть лишь верхушку айсберга.

Отношения учитель–ученик являются ключевым аспектом в развитии сознания. Если у учителя и ученика сложились крепкие отношения, основанные на взаимном уважении, то в таком случае учитель может сделать замечание ученику по поводу его выступления, несмотря на то, что ученик выиграл сиай, с другой стороны учитель может и похвалить выступление своего ученика, вне зависимости от того, что ученик проиграл сиай. Если учитель строит, воздействующие друг на друга (обогащающие друг друга – прим. авт. пер.), взаимоотношения с учениками, позволяя с пользой обмениваться вопросами и ответами, то его ученики вырастут индивидуальными личностями. Тогда как ученики бы замкнулись в себе, если бы учитель только давал инструкции и делал замечания.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ


Напутствие «дайте своим детям познать мир» подтверждает тот факт, что мы должны воодушевлять своих детей покидать безопасные границы семейного гнезда в поисках, бросающих вызов, новых горизонтов, чтобы дети становились самостоятельными. С конца подросткового и к началу зрелого возраста молодые люди должны оттачивать навыки, которые они позже смогут использовать во взрослых отношениях. Им придётся испытать на себе разнообразный опыт и придётся участвовать в конфликтах, с вовлечением людей различного уровня иерархии, и как следствие они будут подвержены, как несправедливости, так и лицемерию. К концу подросткового возраста, когда многие подростки должны начинать работать, им приходиться испытывать более масштабную эмоциональную динамику, чем им приходилось испытывать в раннем подростковом возрасте. Мне часто кажется, что именно этого не хватает многим молодым людям в настоящее время. Когда я наблюдаю за определёнными молодыми людьми, они мне представляются, как цветы, которые были заботливо выращены в теплицах, и которые не готовы к суровой реальности внешнего мира.

Естественно, как родители или учителя, мы хотим обеспечить детям дружественные отношения и комфортные условия, но чрезмерно оберегая их, мы оказываем им медвежью услугу. Мы часто недооцениваем то, что необходимо для того чтобы взрастить у детей достоинство и самоуважение. Сегодняшняя молодёжь часто находится в состоянии разочарования (депрессии – прим. авт. пер.), так как им приходится жить в стремительно меняющемся обществе, и иметь дело с огромным количеством информации. Мы нуждаемся такой образовательной среде, которая ставила бы бескомпромиссный акцент на неприкосновенности и внутренней гармонии личности. Попытка преподавать научно эффективным способом или же принимая противоположную крайность, оставив учеников наедине со своими мыслями, тормозит их истинный рост, как личности, и подавляет чувство самоопределения. Я считаю, что принцип перегрузки (Этот принцип гласит, что вместо того чтобы увеличивать количество подходов в упражнении, стоит найти способ сделать упражнение более сложным, так как тело адаптируется к нагрузке. Проблема же в том, что, когда тело адаптировалось к нагрузке, оно перестаёт развиваться до тех пор, пока нагрузка в упражнении не возрастёт, – прим. авт. пер.), используемый в физическом развитии, может также быть использован в развитии ума. В кендо мы часто можем услышать фразу хайаку-рен-дзи-току (повторение упражнения, необходимое для совершенствования техники), и мы, таким образом, должны испытать на себе перегрузку, как и физическую, так и эмоциональную, чтобы в полной мере развиться как личность.

Отношения учитель–ученик по-прежнему существуют в традиционных искусствах и ремёслах по сей день. В попытке подражать навыкам своего учителя, ученик не должен стоять сложа руки в ожидании наставления, иногда же в некоторых из ряда вон случаях учитель вообще не будет наставлять ученика по своей инициативе. Ученик должен пытаться учиться сам в процессе подражания своему учителю, ибо его учитель, будучи сам по себе учеником, все ещё пытается развить собственные навыки до более высокого уровня. В определённых случаях учитель вообще не даст какого-либо объяснения или совета, а лишь раскритикует плохую работу своего ученика. В таких строгих отношениях, только те ученики, которые постоянно сохраняли терпение, смогут унаследовать школу от их учителя, и только им будет позволено подложить традицию, обеспечивая тем самым высокое мастерство преемников данной школы.

Даже под руководством учителя очень важно развиваться самостоятельно. Если кенши стремятся развивать свою силу духа посредством изучения техник, тогда они должны покинуть безопасные границы своего места обучения и переместиться в довлеющую среду, где к ним будут применяться жёсткие требования. Когда они дорастут до уровня больших клубов, таких которые относятся к университетскому уровню, они должны будут проходить обучение уже при условии высокого уровня формальности и жёсткой системы иерархии, которое подразумевает разные рамки уважительного отношения по отношению к сихан, клубным учителям, тренерам и старшим ученикам. Основные устои по совершенствованию сознания проявляются на этапе обучения младших учеников, и уже, будучи старшими учениками, их сознание воспитывается через призму возможностей обучения, которые можно подчерпнуть у сихан, клубных учителей и тренеров.

Младшие ученики конечно должны слушаться старших учеников. Но бездумное повиновение каждому требованию в стиле «Есть, сэр!» не позволит им расти. Тем не менее, прямой отказ от исполнения команды обычно расценивается, как нежелание обучаться. Хотя младший ученик и находится в трудном положении, он должен быть в ладу со своими собственными мыслями и чувствами во время выполнения команд, ибо беспрекословное следование указаниям старших не пойдёт на пользу его собственному развитию. По этой причине младшие ученики могут в итоге бросить заниматься кендо. Послушание перед вашими учителями и старшими учениками – это часть обучения, и вы будете развиваться и совершенствоваться, если будете прилежно следовать их советам и усердно тренироваться. Этот процесс создаёт прочную основу у практикующих, если техники постигаются путём искреннего старания, несмотря на стресс и давление, то, в конце концов, вы придёте к выработке прочного сознания.

Безусловно, отношение сихан, клубных учителей, тренеров и старших учеников, и то, как они следят за остальными членами клуба, имеет жизненно-важное значение. Тот, кто занимает более высокое положение, должен быть справедливым и должен наблюдать за каждым отдельным членом клуба, чтобы в итоге тренировать их подходящим конкретно для них образом. Если, находящийся в должности преподавателя, не обращается со своими учениками, как личностями, тогда такой отрицательный настрой, вероятно, приведёт к неуважению среди учеников и произволу, что может в итоге навлечь общественное порицание.

Чтобы задать ученику импульс в освоении нового уровня способностей, учитель должен создать ситуацию эмоционального конфликта, так чтобы ученик смог научится находить выход из подобной ситуации. Кенши, которые достигли высоких успехов, должны выталкивать младших учеников из их зоны комфорта, дабы испытывать их возможности и давать шанс превозмочь себя. Проблема заключается в том, что часто подобающие и неподобающие условия обучения разделяет лишь тонкая грань, и иногда люди могут потерять контроль над своими эмоциями. Не существует готовых решений для работы над такой субъективной и очень личной темой, как развитие сознания. Однако с точностью можно сказать, что сознание человека развивается через тренировку выносливости и при условии, что человек не будет избегать конфликта и жёсткого отношения к себе. Я считаю, что, предоставляя ученикам возможность тренироваться в условиях, в которых они могут испытать на себе и научиться справляться с эмоциональными конфликтами – это лучшее решение данной проблемы.

До сих пор, в настоящей статье, я описывал, что дети нуждаются в окружении, в котором их будут хвалить и ценить, позволяя, таким образом, им расти и развиваться. Затем я подчеркнул важность покорения новых крутых вершин с конца детского к началу подросткового возраста, которые дают импульс к развитию независимости и чувства собственного достоинства. Окружение, слишком концентрирующееся на отрицании других или соревновании с ними, может привести к недоверию к окружающим и ощущению провала, когда человек терпит ряд поражений, что в свою очередь может послужить среди детей и подростков причиной бросить заниматься кендо. Я так же акцентировал своё внимание на необходимости для учеников осознанно пробовать на зуб свои внутренние лимиты (барьеры, пределы – прим. авт. пер.), и я верю, что в конце подросткового возраста это является важнейшим требованием для развития их сознания. Ценить достоинство личности, не означает то, что нужно принимать молодёжь такую, как она есть. Мы должны испытывать их посредством изнурительных тренировок, что должно служить показателем нашей веры в их потенциал. Отношения учитель–ученик и иерархия среди старших и младших учеников не должны обрубаться на корню как что-то старомодное или никчёмное. Они наоборот являются жизненно-важными институтами, которые должны быть сохранены. Давайте запомним изречения «си-тей-до-гю» (учитель и ученик идут одной дорогой) и «дзи-та-до-кон» (мы все отправляемся из одной точки (Вданном контексте исходя из смысла фразы на английском языке, и её употребления, я бы предложил свой перевод – «Мы все рождаемся голыми» – прим. авт. пер.)).


Читать ЧАСТЬ III ▸


Оригинал статьи опубликован в журнале Kendo World 7.2 (МИР КЕНДО, ТОМ 7 — КЕНДО СОВЕРШЕНСТВУЮЩЕЕ ЛЮДЕЙ).
Автор оригинального японского текста — Суми Масатаке сенсей (кендо хачидан, ханси).
Перевод на английский язык – Хонда Сотаро.
Перевод на русский язык и редактура русского текста для КАМИНАРИКАН – Брагин Андрей Евгеньевич.

Преподавание кендо следующим поколениям — ЧАСТЬ II

ОБУЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КЕНДО

Развитие нашего сознания тесно связано с уровнем нашего взросления и зрелости, а в идеале наше сознание должно наполняться содержанием, которое изменяется на различных этапах его становления. Учителя должны быть очень осторожны, дабы не создавать препятствия или задерживать развитие сознания учащихся.

НАЧАЛО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И ЗАКАЛКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Пословица «аs the boy, so the man» (Дословный перевод этой пословицы, к сожалению, не передаёт заложенный в неё смысл. В русском языке есть похожая пословица – «Что посеешь, то и пожнёшь». Я могу предложить свой перевод пословицы, чтобы сохранить изначальный смысл – «Что посеешь в детстве, то и пожнёшь в зрелости» – прим. авт. пер.) напоминает нам о важности дисциплины среди детей. Однако в последнее время мне кажется, что многие родители чрезмерно оберегают своих чад, и этим, очевидно, приносят своим детям больше вреда, чем пользы. Во все времена дети считались родителями даром небесным, но это не означало, что в прошлом родители без ума любили своих чад настолько, что этим их портили. Родители прошлого растили своих детей в строгой дисциплине и заботе об их будущем. Восточная и западная культуры сходятся в одном мнение, что внутренний потенциал ребёнка к самостоятельному развитию и росту лучше всего раскрывается при условии соблюдения в детском возрасте баланса родительской любви и дисциплины. Поэтому детям следует прививать правильную дисциплину с самого раннего возраста и хвалить за хорошее поведение. Если хвалить ребёнка, который ведёт себя хорошо, ребёнок научится пониманию, что есть правильное поведение, и будет дальше вести себя таким образом, дабы получить похвалу вновь. Это основа становления характера. Вместе с тем очень важно, чтобы родители демонстрировали вежливость и хорошие манеры дома, становясь для детей примером для подражания. Когда дети переживают этап переходного возраста, родителям следует в императивной форме настаивать на хороших манерах и личной ответственности. Неприемлемое поведение не должно поощряться, но, с другой стороны, родители должны стараться избегать чрезмерной поддержки своих детей по жизни, ибо это может зарубить на корню развитие самостоятельности их ребёнка.

Кендо может привить дисциплину маленьким детям. Значит целью тренировок не должно быть только обучение техникам, так же как выученные техники не должны служить только основой для состязания с другими. Чтобы с помощью кендо получались выдающиеся молодые люди, мы должны обучать их в детском возрасте хорошим манерам и сердечной доброте. Как молодому побегу, чтобы вырастить сильные корни и пустить их глубоко, требуется хорошая почва; так и при дурном влиянии и искушениях, поджидающих по жизни, ребёнка воспитать – непосильная задача. Именно поэтому я считаю, что не следует проводить соревнования по кендо среди детей, из-за негативного влияния победы или поражения, которое может сказаться на юных неокрепших умах.

Если мы будем хвалить детей, когда они показывают хорошие манеры, держат правильную осанку, следят за действиями старших, то у них появится мотивация, и они будут с нетерпением ждать возвращения в додзё, и именно через такой процесс развития они научатся самодисциплине. Я искренне надеюсь, что кендо учителя воспитывают и хвалят своих учеников, а родители в свою очередь поддерживают учителей в их стараниях.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЮ ДОВЕРИЯ У ДЕТЕЙ

Дети податливы лишь очень непродолжительное время, поэтому лучше всего начинать воспитывать и тренировать их по возможности с самого раннего возраста, в общем, до того, как они начнут переход к подростковому возрасту. Разум подростка всегда старается хитрить и искать компромиссы, в то время как девственный разум маленького ребёнка более искренен и менее расчётлив. В предподростковом возрасте дети всё чаще ищут компании среди своих сверстников, нежели родителей, обеспокоенность которых в таком случае вполне уместна. В этот момент необходимо указать им на верный путь, который лучше всего выбрать для подготовки к взрослой жизни, а также поощрять их самостоятельность. Ребёнок в идеале должен испытать на себе открытые и приемлемые отношения, способствующие самосознанию и самоанализу, и при этом детям будет легче судить о своих собственных поступках и поведении, в тоже время чувствуя, что их ценят и им благодарны. Родители должны следить за тем, чтобы их дети не поддавались негативному влиянию плохого поведения и отношения их самих, что может привести детей к опасениям или потере уверенности в себе.

Люди, начинающие заниматься кендо в детском возрасте, должны быть осведомлены, что на уровне ньумон-ки необходимо просто лишь правильно изучать основы. Следовательно, учителя должны уделять меньше внимания соревновательной составляющей, и больше признавать и хвалить попытки детей, старающихся изучать основы правильно. Естественно, тренировки в этот период не всегда увлекательные, и молодые ученики не всегда в состоянии осознавать свой прогресс, поэтому очень важно, чтобы учителя воодушевляли своих маленьких учеников чувствовать удовлетворение от полной самоотдачи во время атаки мотодачи, чувствовать победу над собой во время выполнения тяжёлого кирикаэси и учикоми. Уверенность и чувство собственного достоинства укрепится, если учитель будет высоко оценивать их усилия.

Когда ученики успешно сдают экзамены на кю или дан, учителя должны обращать их внимание на процесс обучения, способствовавший успешной сдачи экзамена, а не просто быть довольными их результатами. В кендо мы достигаем прогресса с помощью нашего учителя, или мотодачи, или партнёров по тренировке, а не только благодаря лишь своим усилиям. Следовательно, мы должны поблагодарить этих людей, также, как и поздравить самих себя. Как только ученики поймут и признают, что взаимное уважение и поддержка – это краеугольный камень прогресса в кендо, тогда благодаря поддержке их учителя они, наконец, смогут понять, что только начали «действительно» заниматься кендо. Разумеется, это лишь самое начало, и многие наставления для молодых кенши на пути их самовоспитания останутся прежними. Если, скажем, получение дана в средней школе или победа в сиае в старшей школе для молодого кенши является кульминацией обучения кендо, то эти мимолётные достижения скоро забудутся вместе с тяжёлыми усилиями, потраченными на достижение таких результатов. Синса и сиай всего лишь две маленьких грани необъятного кендо, отполировать которые с точки зрения совершенствования самосознания то же самое, что увидеть лишь верхушку айсберга.

Отношения учитель–ученик являются ключевым аспектом в развитии сознания. Если у учителя и ученика сложились крепкие отношения, основанные на взаимном уважении, то в таком случае учитель может сделать замечание ученику по поводу его выступления, несмотря на то, что ученик выиграл сиай, с другой стороны учитель может и похвалить выступление своего ученика, вне зависимости от того, что ученик проиграл сиай. Если учитель строит, воздействующие друг на друга (обогащающие друг друга – прим. авт. пер.), взаимоотношения с учениками, позволяя с пользой обмениваться вопросами и ответами, то его ученики вырастут индивидуальными личностями. Тогда как ученики бы замкнулись в себе, если бы учитель только давал инструкции и делал замечания.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ


Напутствие «дайте своим детям познать мир» подтверждает тот факт, что мы должны воодушевлять своих детей покидать безопасные границы семейного гнезда в поисках, бросающих вызов, новых горизонтов, чтобы дети становились самостоятельными. С конца подросткового и к началу зрелого возраста молодые люди должны оттачивать навыки, которые они позже смогут использовать во взрослых отношениях. Им придётся испытать на себе разнообразный опыт и придётся участвовать в конфликтах, с вовлечением людей различного уровня иерархии, и как следствие они будут подвержены, как несправедливости, так и лицемерию. К концу подросткового возраста, когда многие подростки должны начинать работать, им приходиться испытывать более масштабную эмоциональную динамику, чем им приходилось испытывать в раннем подростковом возрасте. Мне часто кажется, что именно этого не хватает многим молодым людям в настоящее время. Когда я наблюдаю за определёнными молодыми людьми, они мне представляются, как цветы, которые были заботливо выращены в теплицах, и которые не готовы к суровой реальности внешнего мира.

Естественно, как родители или учителя, мы хотим обеспечить детям дружественные отношения и комфортные условия, но чрезмерно оберегая их, мы оказываем им медвежью услугу. Мы часто недооцениваем то, что необходимо для того чтобы взрастить у детей достоинство и самоуважение. Сегодняшняя молодёжь часто находится в состоянии разочарования (депрессии – прим. авт. пер.), так как им приходится жить в стремительно меняющемся обществе, и иметь дело с огромным количеством информации. Мы нуждаемся такой образовательной среде, которая ставила бы бескомпромиссный акцент на неприкосновенности и внутренней гармонии личности. Попытка преподавать научно эффективным способом или же принимая противоположную крайность, оставив учеников наедине со своими мыслями, тормозит их истинный рост, как личности, и подавляет чувство самоопределения. Я считаю, что принцип перегрузки (Этот принцип гласит, что вместо того чтобы увеличивать количество подходов в упражнении, стоит найти способ сделать упражнение более сложным, так как тело адаптируется к нагрузке. Проблема же в том, что, когда тело адаптировалось к нагрузке, оно перестаёт развиваться до тех пор, пока нагрузка в упражнении не возрастёт, – прим. авт. пер.), используемый в физическом развитии, может также быть использован в развитии ума. В кендо мы часто можем услышать фразу хайаку-рен-дзи-току (повторение упражнения, необходимое для совершенствования техники), и мы, таким образом, должны испытать на себе перегрузку, как и физическую, так и эмоциональную, чтобы в полной мере развиться как личность.

Отношения учитель–ученик по-прежнему существуют в традиционных искусствах и ремёслах по сей день. В попытке подражать навыкам своего учителя, ученик не должен стоять сложа руки в ожидании наставления, иногда же в некоторых из ряда вон случаях учитель вообще не будет наставлять ученика по своей инициативе. Ученик должен пытаться учиться сам в процессе подражания своему учителю, ибо его учитель, будучи сам по себе учеником, все ещё пытается развить собственные навыки до более высокого уровня. В определённых случаях учитель вообще не даст какого-либо объяснения или совета, а лишь раскритикует плохую работу своего ученика. В таких строгих отношениях, только те ученики, которые постоянно сохраняли терпение, смогут унаследовать школу от их учителя, и только им будет позволено подложить традицию, обеспечивая тем самым высокое мастерство преемников данной школы.

Даже под руководством учителя очень важно развиваться самостоятельно. Если кенши стремятся развивать свою силу духа посредством изучения техник, тогда они должны покинуть безопасные границы своего места обучения и переместиться в довлеющую среду, где к ним будут применяться жёсткие требования. Когда они дорастут до уровня больших клубов, таких которые относятся к университетскому уровню, они должны будут проходить обучение уже при условии высокого уровня формальности и жёсткой системы иерархии, которое подразумевает разные рамки уважительного отношения по отношению к сихан, клубным учителям, тренерам и старшим ученикам. Основные устои по совершенствованию сознания проявляются на этапе обучения младших учеников, и уже, будучи старшими учениками, их сознание воспитывается через призму возможностей обучения, которые можно подчерпнуть у сихан, клубных учителей и тренеров.

Младшие ученики конечно должны слушаться старших учеников. Но бездумное повиновение каждому требованию в стиле «Есть, сэр!» не позволит им расти. Тем не менее, прямой отказ от исполнения команды обычно расценивается, как нежелание обучаться. Хотя младший ученик и находится в трудном положении, он должен быть в ладу со своими собственными мыслями и чувствами во время выполнения команд, ибо беспрекословное следование указаниям старших не пойдёт на пользу его собственному развитию. По этой причине младшие ученики могут в итоге бросить заниматься кендо. Послушание перед вашими учителями и старшими учениками – это часть обучения, и вы будете развиваться и совершенствоваться, если будете прилежно следовать их советам и усердно тренироваться. Этот процесс создаёт прочную основу у практикующих, если техники постигаются путём искреннего старания, несмотря на стресс и давление, то, в конце концов, вы придёте к выработке прочного сознания.

Безусловно, отношение сихан, клубных учителей, тренеров и старших учеников, и то, как они следят за остальными членами клуба, имеет жизненно-важное значение. Тот, кто занимает более высокое положение, должен быть справедливым и должен наблюдать за каждым отдельным членом клуба, чтобы в итоге тренировать их подходящим конкретно для них образом. Если, находящийся в должности преподавателя, не обращается со своими учениками, как личностями, тогда такой отрицательный настрой, вероятно, приведёт к неуважению среди учеников и произволу, что может в итоге навлечь общественное порицание.

Чтобы задать ученику импульс в освоении нового уровня способностей, учитель должен создать ситуацию эмоционального конфликта, так чтобы ученик смог научится находить выход из подобной ситуации. Кенши, которые достигли высоких успехов, должны выталкивать младших учеников из их зоны комфорта, дабы испытывать их возможности и давать шанс превозмочь себя. Проблема заключается в том, что часто подобающие и неподобающие условия обучения разделяет лишь тонкая грань, и иногда люди могут потерять контроль над своими эмоциями. Не существует готовых решений для работы над такой субъективной и очень личной темой, как развитие сознания. Однако с точностью можно сказать, что сознание человека развивается через тренировку выносливости и при условии, что человек не будет избегать конфликта и жёсткого отношения к себе. Я считаю, что, предоставляя ученикам возможность тренироваться в условиях, в которых они могут испытать на себе и научиться справляться с эмоциональными конфликтами – это лучшее решение данной проблемы.

До сих пор, в настоящей статье, я описывал, что дети нуждаются в окружении, в котором их будут хвалить и ценить, позволяя, таким образом, им расти и развиваться. Затем я подчеркнул важность покорения новых крутых вершин с конца детского к началу подросткового возраста, которые дают импульс к развитию независимости и чувства собственного достоинства. Окружение, слишком концентрирующееся на отрицании других или соревновании с ними, может привести к недоверию к окружающим и ощущению провала, когда человек терпит ряд поражений, что в свою очередь может послужить среди детей и подростков причиной бросить заниматься кендо. Я так же акцентировал своё внимание на необходимости для учеников осознанно пробовать на зуб свои внутренние лимиты (барьеры, пределы – прим. авт. пер.), и я верю, что в конце подросткового возраста это является важнейшим требованием для развития их сознания. Ценить достоинство личности, не означает то, что нужно принимать молодёжь такую, как она есть. Мы должны испытывать их посредством изнурительных тренировок, что должно служить показателем нашей веры в их потенциал. Отношения учитель–ученик и иерархия среди старших и младших учеников не должны обрубаться на корню как что-то старомодное или никчёмное. Они наоборот являются жизненно-важными институтами, которые должны быть сохранены. Давайте запомним изречения «си-тей-до-гю» (учитель и ученик идут одной дорогой) и «дзи-та-до-кон» (мы все отправляемся из одной точки (Вданном контексте исходя из смысла фразы на английском языке, и её употребления, я бы предложил свой перевод – «Мы все рождаемся голыми» – прим. авт. пер.)).


Читать ЧАСТЬ III ▸


Оригинал статьи опубликован в журнале Kendo World 7.2 (МИР КЕНДО, ТОМ 7 — КЕНДО СОВЕРШЕНСТВУЮЩЕЕ ЛЮДЕЙ).
Автор оригинального японского текста — Суми Масатаке сенсей (кендо хачидан, ханси).
Перевод на английский язык – Хонда Сотаро.
Перевод на русский язык и редактура русского текста для КАМИНАРИКАН – Брагин Андрей Евгеньевич.